Окт
3

У каждого из нас есть любимые учителя. За что мы их любим? Прежде всего, за знание своего предмета и умение так его преподнести, чтобы даже двоечники и прогульщики сидели на уроках, затаив дыхание. А еще – за доброту, справедливость, честность с учениками, уважение к ним, способность видеть их глубже, чем просто школьников. Таких учителей мы храним в памяти долгие годы, интересуемся их судьбами, поздравляем с праздниками. А как насчет директоров школ? Их имена и фамилии мы, конечно, помним, но чем еще они нам запомнились? Хорошо, если не только строгим взглядом, грозным видом и нашим собственным страхом, дрожащими коленками при малейшей перспективе быть вызванным на ковер. Счастливчики те, кто запомнил своего директора школы как доброго старшего друга, советчика и как настоящий пример для подражания во всем. Именно так отзываются уже совсем взрослые выпускники школы №13 о своем директоре – Викторе Леонтьевиче Широкуне.

Интеллигентность, мягкость, абсолютное отсутствие авторитарных методов в работе с коллегами, учениками и их родителями, и при этом – компетентность, прогрессивность, индивидуальный подход к каждому. И это все о нем. Конечно, к нему на ковер тоже водили учеников. О чем он с ними говорил? Это осталось тайной за закрытыми дверями. Но, как вспоминает одна из выпускниц школы, Жанна Очаковская, после одного из таких разговоров с директором повздорившие ученики извинились друг перед другом – без пристальных взглядов педагогов, уже выйдя из директорского кабинета.

На протяжении 19 лет Виктор Леонтьевич руководил средней школой №13. А помнят его даже те, кто в 2001 году, когда он вышел на пенсию, учился в младших классах. В Александрию Виктор Леонтьевич приехал в 1978 году, уже имея опыт школьного директора. Но обо всем по порядку.

Родом Виктор Широкун из сурового Оренбургского края, хотя корни у него украинские – отец из Кировоградской, а мать – из Полтавской области. В 1922 году родители уехали в Россию, где украинцам обещали выделить землю.

У Виктора желание стать учителем возникло благодаря школьным учителям. После школы он окончил филологический факультет Орского пединститута, получив специальность учителя русского языка и литературы и немецкого языка. В Орске отбывал ссылку Тарас Шевченко. Поэтому имя украинского поэта носили пединститут, городская библиотека и площадь с памятником Кобзарю в центре. Во время учебы в институте Виктор познакомился со своей будущей женой Ноной (Нона Иосифовна Широкун читала английский язык в александрийской школе №15, работала и в других школах города). Она училась в том же вузе. Познакомились молодые люди в институте на спортивном празднике, Нона была гимнасткой. Вместе ездили в институт на трамвае, ходили на концерты Юрия Богатикова, Эдиты Пьехи.  В Орске Широкуны поженились и родились их дети – Игорь и Оксана.

После окончания института Виктор Леонтьевич работал в орской средней школе №31. Читал русский язык и литературу. Говорит, поначалу было трудно, как молодому специалисту. Но за 40 с лишним лет педагогического стажа только эти два года он был учителем и классным руководителем в чистом виде, без должности. Позже стал завучем в этой же школе, потом – директором. «Мне было 27 лет, когда я возглавил школу, — говорит В.Широкун. – «Поверь в себя, свои силы, возможности – и все будет хорошо», — убеждал меня тогда заведующий гороно. И я согласился. И стал самым молодым директором школы в Орске — городе, большем, чем Кировоград. Конечно, поначалу чувствовал себя неуверенно, но учился на семинарах, перенимал опыт у коллег из других школ… Когда отмечал свое 60-летие, получил телеграмму от Нади Скибиной, своей ученицы из Орска, из самого первого моего выпуска. Мне было очень приятно. Честно говоря, я прикипел душой к этим ребятам, помню их всех».

В 1972 году в Орске образовали три района – Октябрьский, Ленинский и Советский. И Виктор Широкун стал заведующим районо самого большого Октябрьского района. В его подчинении было 28 школ, 12 детских садов. В тот период в Орске росла подростковая преступность – по городу за год совершались 120-140 правонарушений, в Октябрьском районе – около 60.  Бандитизм процветал: интеллигенции в городе было мало, в основном — рабочий класс, трудившийся на промышленных предприятиях, среди которого – бывшие зэки и вольнопоселенные. По вечерам директорам школ приходилось отлавливать трудных учеников по городским танцплощадкам и Домам культуры.  Но и средь бела дня 12-15 летние школьники совершали убийства…  «Когда мы переехали в Александрию, на городской педагогической конференции в ДК шахты «Светлопольской» зав. гороно В.Петров сказал, что за прошлый учебный год в городе несовершеннолетние совершили три правонарушения – кражи. Для Александрии это было существенным. Но не для Орска», — вспоминает Виктор Леонтьевич.

В какой-то момент семья решила вернуться на родину родителей. В Александрии (в Димитрово) жил и работал водителем автобуса брат Виктора Леонтьевича. «Уральцы» приезжали к нему погостить, и жизнь в этих краях казалась им раем – хороший климат, есть овощи, фрукты, которых дети в Орске почти не видели. Виктора отговаривали уезжать – он многого достиг, к тому времени работал уже на партийной должности, был третьим лицом в Октябрьском районе. Зов крови оказался сильнее. Но никак не получалось обменять жилье. Зато подвернулся обмен на Чечню. И Широкуны решились, уехали с Южного Урала на Северный Кавказ. О «чеченском периоде» Виктор Леонтьевич вспоминает без удовольствия – по его словам, там нужно родиться, чтобы принять и понять тот образ жизни. Широкун с трудом устроился учителем русского языка и литературы в школу в чеченском городе Аргун. Школа новая, с шикарной столовой, а дети учиться не хотят, кругом процветают кумовство и спекуляция. В мусульманские праздники ученики в школу не ходят. Родители по-русски не говорят, приходится разговаривать в присутствии детей, а они издеваются, переводят, как хотят. Еле дождались обмена и переехали в Александрию.

Нона Иосифовна устроилась в СШ №2 воспитателем спортивного спецкласса, а Виктор Леонтьевич – в украиноязычную СШ №16 в Пантаевке. «В то время много говорили о профориентации. Я за эту мысль ухватился. Создал актив из учителей и родителей, не идеально, но оборудовали комнату, собрали инструменты. Очень помогала в работе моя предшественница Тамара Орел», — рассказывает он. Через несколько месяцев заведующий гороно Валерий Петров привез учителей ознакомить с опытом работы и Широкун получил свою первую в Александрии благодарность. Год прошел быстро, на одном дыхании. А потом В.Широкуна перевели директором в СШ №17. Там под его руководством были оборудованы кабинеты профориентации, английского языка. А по прошествии трех лет директор перешел на новую работу – возглавил школу №13. Школа, по сравнению с предыдущими, небольшая. С новым руководителем в ней обновили кабинеты, радиофицировали, развили направление трудового обучения. И в этом, признается Виктор Леонтьевич, большая заслуга всего коллектива. «Изучай человека, иногда один поступок раскроет его совершенно с другой стороны и скажет о нем больше, чем до этого» — этому мудрому совету Виктор Леонтьевич следовал всю жизнь, и ни разу об этом не пожалел. «В 1989 году на курсах повышения квалификации учителей в Институте последипломного образования поднималась модная в то время тема – ученическое самоуправление. Перед нами выступал директор Симферопольской школы В.Варнавский, известный не только в Украине, но и за рубежом. Он сказал – важно иметь среди учителей единомышленников, опору, чтобы понимали, поддерживали начинания, были новаторами и если нужно – даже критиковали директора. А детей надо увлечь, чтобы их глаза горели не только на уроке, но и после, чтобы они любили общественные поручения. Мне удалось это сделать. Помогали рекомендации профессора М.Красовицкого: «Изучайте психологию учителей и учеников, не будьте черствыми и равнодушными к своей работе, к работе коллег, воспитывайте у детей делание учиться и преодолевать трудности», — делится опытом В.Л.Широкун. В 1992 году, когда в школах еще не было психологов, он первым провел диагностирование и прогнозирование, методом анкетирования выявил неформальных лидеров. И был очень удивлен, когда лидерами в классах оказались не отличники, а «середнячки».

С большим уважением вспоминает Виктор Леонтьевич своих коллег по школе №13, преданных своей работе учителей Н.Н.Ткаченко, Л.К.Зуб и других. Эти люди – живая история школы. Трудовому обучению в школе №13 уделялось большое внимание. Для подшефных колхозов и совхозов в школьных теплицах выращивалась рассада – около 5 тысяч кустов за учебный год, в основном – помидоры и баклажаны. Купили двух поросят в селе Счастливом, в гараже обустроили хлев и с октября по апрель школьники вырастили двух свиней общим весом 320 килограммов. Питались свинки отлично –котлетами, яйцами, тем, что оставалось от школьных обедов. Потом их отдали на мясокомбинат. Кроме того, дети выращивали во дворе школы сорго, из которого сторож и рабочие вязали веники — ими школа обеспечивала себя и другие учебные заведения города.

К руководству города Виктор Леонтьевич обращался за помощью крайне редко, в исключительных случаях. И в этом плане хорошо отзывается о «партийной леди» Александрии Светлане Балаянц — вот уж кто действительно пообещает и сделает. В некоторых случаях Широкун советовался с основателем школы, Ильей Антоновичем Шевченко. Вместе с коллективом и учениками Виктор Леонтьевич разработал и выпустил в свет  рукописный сборник «Все о 13 школе».

Конечно, директор и с родителями работал, и с проблемами учеников разбирался. Но делал все так мягко, спокойно и доверительно, что это срабатывало лучше, чем крики и угрозы. В конфликте между учениками и учителями просил разбираться тщательно, искать истинные причины и выдерживать паузы, чтобы лучше понять ситуацию. «Кое-кто упрекал меня в том, что я не проявлял требовательности, не был жестким руководителем. Я выслушивал, принимал критику, но оставался собой, — признается мой собеседник. — У меня другие методы. Может, они занимают больше времени, чем стук кулаком по столу и приказ. Но жесткость вызывает ответную агрессивность. Нельзя, чтобы директор был цербером в разборках учителей с учениками».

В трудовой книжке Виктора Леонтьевича – много записей о поощрениях, грамотах и премиях. А еще он — Отличник народного образования Украины, учитель высшей категории. Даже сейчас Виктор Леонтьевич не может без любимой работы – занимается репетиторством по немецкому языку. Гордится своими учениками, победителями олимпиад, обладателями Шпрахдипломов, студентами престижных вузов. Но подчеркивает — в этом, конечно, прежде всего заслуга школьных учителей. Ну, и его маленькая лепта.

Елена Карпачева

.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11