20.09
2021

Поначалу я не понимал возмущения некоторых горожан по поводу появившихся в Александрии прокатных электросамокатов. Подумал, что это просто бурчат престарелые граждане. Но в минувшую субботу испытал все прелести соседства с «самокатчиками» на себе.
Я практически ежедневно езжу за рулем с 90-х годов прошлого века и считаю, что на дороге меня трудно чем-то удивить. Но вот довелось в вечернее время проехать по городу всего лишь около 4 км – от моего двора на ул. Первомайской до двора пятиэтажки на ул. Софиевской (бывш. ул. Луначарского). На этом отрезке я трижды наблюдал то, что полицейские называют аварийной ситуацией.

Прежде всего, выезжая из двора, увидел приближающиеся снизу по улице три самоката. Светя диодными фарами, они шли уступом, как перехватчики над линией фронта. На каждом стоял молодой человек. Я сперва умилился: везет же молодежи, есть возможность развлекаться теплым вечером. Но они занимали всю проезжую часть в моем направлении, и мне пришлось ждать, пока они проедут. Подождал, но не поехал, потому что снизу показался еще один самокат, отставший. Почему он отстал, понял сразу: на самокате стояло сразу трое – парень и две девчушки. Пропустил и их, выехал наконец на улицу, но обогнать этот самокат с тройной нагрузкой не мог, потому что он вилял, очевидно, из-за перегрузки, а навстречу шли машины. Когда они прошли, мне пришлось тормозить: один из первых трех «перехватчиков», должно быть, решив выяснить у отстающего, почему он не спешит, развернулся и уже несся наискось мне в лоб. Я увернулся. Оторвался от этой стремной четверки, думаю, ну все, опасность позади. Но нет.
На перекрестке проспекта и Софиевской повернул налево, к бывшей художественной школе, догоняю аккуратно едущий вдоль бордюра самокат. И тут снова – излюбленный прием самокатчиков: по диагонали от автобусной остановки мне в лоб несется товарищ обгоняемого мной парнишки. Снова торможу, удачно уворачиваюсь, заезжаю во двор.
На обратном пути спокойно доехал только до Соборной площади. Двигаясь по кольцу, краем глаза замечаю, что слева по тротуару параллельно мне несутся два или три самоката. Они отгорожены от меня газоном и бордюром, и я сначала не воспринял их как опасность. Но они опережают меня, и я вдруг понимаю, что наши пути сейчас пересекутся на пешеходном переходе около магазина «Атлант», ведь тормозить они не собираются и «зебру» будут проскакивать ходом. Так оно и вышло. Но к счастью, я был готов, и мы не столкнулись.
Я надеюсь, что не у каждого александрийца вечерние поездки по городу настолько же насыщены приключениями, но, тем не менее, три аварийных ситуации за 15 минут о чем-то говорят.
В связи с этим у меня несколько вопросов:
– Кто будет платить за ремонт автомобиля, если он будет поврежден водителем самоката?
– Кто будет лечить водителя самоката, который врежется в двигающийся по всем правилам автомобиль?
– Есть ли у прокатных самокатов страховка гражданской ответственности на случай ДТП?
– Готова ли прокатная контора оплачивать ущерб от ДТП с ее самокатом согласно ст. 1187 Гражданского кодекса Украины?
Мне могут ответить, что участие малогабаритного электротранспорта в дорожном движении в Украине законодательно не урегулировано. Но зачем же было привозить в наш город эти опасные игрушки, которые из всех законов подчиняются одним только законам физики – и то поневоле? Получается, хотели сделать по-европейски, а получилось – как всегда.

При столкновении транспортного средства на скорости 25 км/ч (такую развивают александрийские самокаты) тело пассажира ударяется о препятствие с силой, в 20 раз превышающей его массу. Вы хотели бы получить удар с силой, например, 800 килограммов – прямо на тротуаре, скажем, во время похода в булочную?

Для большей безопасности прокатных самокатов можно предпринять такие меры:
* Ограничить скорость движения на уровне 10-ти, максимум 15 км/ч. Это повысит уровень безопасности и самого «самокатчика», и того, кто вынужден делить с ним проезжую часть или тротуар.
* Ограничить использование самокатов детьми – или вообще, или в вечернее время. Определить, что самокатом управляет ребенок, можно через массу тела, которое нагружает транспортное средство. В этом помогут датчики, контролирующие ток потребления электродвигателя. Для совершеннолетних граждан, имеющих малую массу тела, можно ввести специальную метку в аккаунте.
* Ввести блокировку самоката, который двигается по улице против направления движения транспорта («по встречной»). Современные датчики GPS позволяют контролировать положение объекта с точностью до 20 см.
* Запретить перевозку самокатом более одного человека, или хотя бы более двух. Опять-таки это можно сделать, отталкиваясь от массы пассажира.
* Запретить групповую езду, например, более двух самокатов с дистанцией и интервалом до 4-5 м. Опять же, помогут элементарные датчики GPS.
P.S. К слову, как раз в некоторых европейских странах такие электродевайсы запрещены к использованию на дорогах и тротуарах – на них можно ездить только в закрытых территориях.

С. Бортко

От редакции:

Конечно, требовать запретить то, что не нравится, проще всего. Но по нашему мнению, прокатный электротранспорт в Александрии можно довольно просто усовершенствовать и сделать его более безопасным для горожан. Да, на такие усовершенствования придется потратиться – докупить некоторые датчики и переписать программное обеспечение. Но ведь цивилизация никогда и не стоила дешево – собственно, дорогие технологии и отличают развитые страны и города от неких малокультурных поселений.

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень