15.04
2017

     В галерее “Елисаветград” областного центра прошла выставка картин нашего известного земляка, художника Александра Охапкина. Ее название – «Святые в вышиванках» – говорит само за себя: художник одел библейских персонажей в украинские национальные костюмы, а искусствоведы назвали эти работы «картинами-иконами» или домашними иконами. На встречу с корреспондентом «ОТ» Александр Охапкин согласился при условии, что вопросы не будут, как под копирку, повторяться с других его многочисленных интервью.

    – Я не буду спрашивать о “творческих муках” и философских поисках истины, но скажите, Вы ходите в церковь?

     – Как каждый христианин, ощущая потребность в духовном очищении.

   – Спрашиваю об этом потому, что у вас явные разногласия с церковными канонами.

  – Да, мои работы – это неканонические картины. Я не хочу придерживаться строгих правил, но и явными разногласиями их назвать, по-моему, нельзя… Главное, чтобы людям нравилось то, что я делаю, и они получали от этого удовольствие, немного тепла и доброты, чтобы мои старания оценил Всевышний.

  (Профессор истории искусства Киевской духовной академии Дмитрий Степовик написал: «Охапкин не хочет просто наследовать древние иконы. В своих произведениях стремится найти золотую середину – между традицией и его собственной философской настроенностью к иконе как одному из феноменов восприятия Бога и Его святых через видение”).

    – Сегодня в обществе слышны призывы к созданию Украинской поместной церкви, против чего категорически выступает УПЦ. По сути это призывы к расколу и религиозному противостоянию.

    – Я вижу и верю в духовное будущее нашей страны, а пути к этому могут быть разными. Я не призываю и не хочу, чтобы эта дорога была через насилие и крайний национализм. Это должен быть осознанный путь наших граждан. Это очень долгий и сложный путь, но мы должны его пройти …

   (Из статьи в издании «Главком»: «В его полотнах воплощенная мечта об Украине, в которой искренность людей и взаимная забота преодо-левают всякую рознь и отчуждение, несут понимание»).

      – Говорят, что все женские образы Вы пишете с родных, в частности, с жены.

   – Это неправда. Образы собирательные, а то, что в них присутствуют черты любимых людей, – это естественно. Они откладываются в подсознании годами.

    – В одном из интервью Вы сказали, что о состоявшейся в Кропивницком выставке мечтали 5 лет. А как же Александрия? Земляки обижаются, что Вы игнорируете родной город.

   – Так уж и игнорирую? Я представлял свои работы на персональных и коллективных выставках, да и сейчас мои работы есть в публичных местах города.

   (Из материалов СМИ: «Работы Александра Охапкина занимают почетные места в фондах Национального союза художников Украины, Государственного музея народной архитектуры и быта Украины, частных коллекциях Германии, Франции, Польши, Канады, Англии, Австралии, США. Его иконы стали украшением многих церквей и соборов Украины и мира, среди которых церковь Святого Владимира в Париже и собор Святого Юра (Львов), киевская церковь Святого Николая на Аскольдовой Могиле и церковь 18 века из с. Коноры, которая находится в музее Пирогово, церкви Александрии и Кировограда).

     – Но последняя персональная выставка была лет десять назад.

  – Я считаю, что у города есть проблемы, если можно так сказать, технического плана в области популяризации изобразительного искусства. Прежде всего, нужен зал, хороший, просторный зал. Я выставляю свои работы в один большой общий ряд – это принципиально. Потом, посещение выставки не должно быть проходным мероприятием – это должно быть событием, а для этого нужна соответствующая команда людей, которая будет заниматься этой работой: интерьер с обстановкой, простор для осуществления разных сценариев открытия выставки по желанию художника или проведения мастер-классов, антураж, если хотите. В нашем городе такого нет.

   – Как Вы относитесь к Ирине Кваше? К ее стремлению объединить художников, создать для них творческую мастерскую, галерею?

   – Она большая умница. Горжусь, что у меня есть такие ученики! Всемерно одобряю ее стремление. Но видите, как все выходит? Было помещение – отдано. Нашла другое помещение – забрали. И как бы все готовы помочь, а на деле она сама “воюет” за свои проекты.

   – Ну так, как говорится, не до лирики в такое время, не до жиру.

   – А когда до нее было? Откройте любой государственный документ и почитайте: на первом месте политика, производство, финансы и так далее, а культура всегда на последнем. Материальная часть главенствует над моральной, во всем видится коммерция. Вот и детей учат читать, считать, пичкают огромной массой ненужной информации, не включая в процесс обучения духовную составляющую – в итоге из них получаются машины для зарабатывания денег…

  – Знаете, какой первый вопрос обычно задают журналисту после интервью с художником? «Почему ты не спросил, сколько стоят его работы?» Вот и Вы не любите затрагивать эту тему.

   – Думаю, что никто не любит… Скажу так: все индивидуально, хотя некоторые работы можно найти в интернете, например, на портале изобразительного искусства Украины.

    – Хватает на “хлеб с маслом”?

  – Хватает на самое необходимое. Главное, чтобы был мир, стабильность, тогда, думаю, появится возможность работать и достойно зарабатывать. А насчет вопросов, жируют ли художники, отвечу вопросом на вопрос. Вот я после 25 лет – после того, как приехал в Александрию молодым специалистом, сумел наконец-то сделать просторную пристройку под мастерскую, а то раньше работал в трехметровой каморке. Это много или мало в материальном выражении?

   – Вы счастливый человек?

   – Наверное, ведь мне повезло – меня окружают любимые люди, а моя работа приносит мне и моральное, и материальное удовлетворение. Удивительно редкое сочетание!

    – Как Вам работается с заказчиками?

  – О, это сложный вопрос. Главное в том, что они не постоянно появляются. С разными заказчиками одна и та же тема видится по-разному и, если наши взгляды не совпадают, случаются разногласия. А бывают недобросовестные и жадные заказчики – торгуются до последнего. Тем более сегодня, когда кризис у всех. А у ценителей искусства он особенно выражен, и кризис этот не только материальный…

   – Вы много работаете?

  – Каждый день регулярно 7-8 часов, а если есть необходимость, то и дольше могу сидеть над холстом.

    – Что наиболее сложно изобразить на холсте?

    – У каждого художника свои задачи и трудности. Одна из сложных задач – изображение кисти и стопы. Да, да – именно так. Передать состояние души через положение кисти, жестикуляцию намного сложнее, чем через выражение лица.

   – Учитывая, что Вы еще и преподаете в художественной школе, то получается – вся жизнь посвящена творческой работе.

  – Преподавание – это отдушина. Ведь врачи запрещают длительное время просиживать неподвижно за написанием картин. А тут и разминка, и новые впечатления от общения с молодёжью, и как бы дополнение к моей основной работе.

   – В прошлом году Вы получили звание заслуженного художника Украины – это окрыляет, обязывает? Вы почувствовали “звездность”?

  – Ничего такого «звездного» я не почувствовал. Звание получено и положенная к нему небольшая материальная доплата. Может, еще появился личный статус, а больше всего – ответственность, которую должен теперь чувствовать в любой работе.

   – Думали о том, что придет время – и Вас самого, как икону, “выставят” в галерее знаменитых и почетных александрийцев?

   – Я не хочу, чтобы меня «выставляли», а хочу, чтобы было простое человеческое уважение. Да я, кстати, не “почетный”. Еще не заработал (смеется)… Ну и что с этого? Для меня не это главное – я думаю, как оставить след в другом. Я ведь еще не собираюсь останавливаться на достигнутом. Мой “локомотив” в пути. Достиг одного – нужно идти дальше.

    – О чем мечтаете, в чем хотите оставить след?

   – Мечтаю о возрождении украинской иконописи, а еще хочу создать иконостас моей мечты. Не знаю, не могу сказать, как это вижу в реальном воплощении, но это должна быть церковь с моими иконами. Чтобы люди приходили, молились, получали духовную поддержку, радовались моим иконам и вспоминали теплым словом…

Сергей Гавриленко

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень