Мар
4

Недавно мне на глаза попалась одна уникальная фотография. На первый взгляд, ничего особенного в ней нет – два маленьких мальчика на фоне садовых скульптурных гномов. Но это только на первый взгляд. Могу поспорить, немногие знают, что эта скульптурная композиция стояла в Александрии. Еще меньше людей помнят, где именно стояла. А все потому, что жизнь гномов оказалась весьма недолгой, в отличие от их сказочных прототипов, которые, как известно, живут по несколько сотен лет.

А как все оптимистично начиналось! Примерно в 1987 году выпускники детской художественной школы под руководством преподавателя Т.Г.Усенко задумали грандиозный проект – в качестве «дипломной» работы изваять и подарить родному городу садово-парковую композицию «Белоснежка и семь гномов». Это сейчас парковыми фигурками уже никого не удивить. А тогда наши люди могли их видеть разве что в американских фильмах, которые только начинали демонстрироваться в видеосалонах.

В то время я тоже училась в художественной школе. И у нас был такой предмет – скульптура. На уроках мы учились лепить сначала из пластилина, а потом из глины. Чтобы будущее изделие было прочным и красивым, нужно было смешать два сорта глины: жирную (вязкая и маслянистая, она не очень хорошо переносила обжиг) и тощую, которая использовалась при производстве кирпича. Процесс смешивания двух сортов глины был очень тщательным – нужно было убрать из смеси все твердые включения, потому что даже самый маленький камешек мог свести на нет все старания: из-за него керамика лопалась во время обжига в печи.

Я не просто так рассказываю об этом, а для того, чтобы читатель представил себе масштабы работы и объем усилий, которые были потрачены на изготовление Белоснежки и семи гномов. Детская художественная школа тогда находилась в подвале пятиэтажного дома по улице Луначарского. И прямо с улицы, в открытое окно одного из классов художки был выгружен целый самосвал глины, привезенной с угольного разреза (родители кого-то из учеников работали в геологоразведке). Несколько ребят вместе с учителем вымешивали глину ногами. Творческий процесс создания композиции длился приблизительно два месяца. По замыслу создателей, гномики, высотой около метра, должны были окружать Белоснежку почти человеческого роста. В руках у одних – музыкальные инструменты, другие изображены поющими. В общем, гномы развлекали девушку. Позитивный и оптимистичный сюжет. Глядя на композицию, гуляющие в парке дети и взрослые непременно заряжались бы хорошим настроением, как мы, ученики младших классов художки, заглядывавшие в класс, где стояли Белоснежка с гномами, и замиравшие от восхищения.

И вот композиция готова. Правда, глиняную Белоснежку пришлось аккуратно разрезать на три части поперек по горизонтали, потому что скульптура не помещалась в печь для обжига на кирпичном заводе. К сожалению, обжиг сказочная девушка так и не пережила – разорвалась в печи, вероятно, из-за незамеченных скульпторами инородных включений в глине. Ее участь повторили три гнома. Уцелевших четверых человечков прозаично погрузили в самосвал и без ведома авторов – детей и их учителя – водрузили в произвольном порядке в сквере около Дворца бракосочетания, который теперь носит имя Ю.Кравченко. Никакой тебе презентации, праздничного открытия, и тому подобного. Коммунальщики просто поставили гномов среди камней, как им вздумалось.

На новом месте гномы простояли недолго. Сначала «благодарные» александрийцы отбивали от них элементы по частям (видимо, брали домой на память), а всего через пару-тройку месяцев несколько гномиков и вовсе превратились в обломки… Спасти удалось только одного – гнома с балалайкой. Его забрала и отреставрировала учительница, Татьяна Григорьевна Усенко, и долгое время он украшал ее усадьбу, пока не перешел «жить» во двор другой александрийской семьи.

Если будете гулять в сквере им.Ю.Кравченко – присмотритесь, и вы сможете увидеть в траве обломки обожженной глины на том месте, где стояли гномы… Это – дошедшее до наших дней свидетельство тому, как жители города оценили подарок юных скульпторов.

А этих мальчуганов родители успели сфотографировать на фоне гномов. Им, можно сказать, повезло. Показывая фото, теперь можно играть в игру «Угадай где».

Елена Карпачева
Фото из домашнего архива Антона Кравченко

, , .

комментария 4

  • ОбОрО ТеНь пишет:

    замечательный рассказ, спасибо! понравилось. И душевно, и написано классно

    Мне нравится! Thumb up 0

    • Helena пишет:

      Спасибо на добром слове)))

      Мне нравится! Thumb up 0

      • ОбОрО ТеНь пишет:

        а, не за что. У тебя вообще перо работает исправно

        Мне нравится! Thumb up 0

        • Helena пишет:

          А вообще,удачные материалы получаются, когда тема тебя действительно волнует. В данном случае я была свидетелем создания композиции и видела то, что от нее осталось. Так что не смогла равнодушно пройти мимо этой фотографии))). Татьяна Григорьевна — моя учительница из художки, замечательный человек, очень талантливый. Это у нее во дворе стоял единственный уцелевший гномик. Так что тема зрела давно))).

          Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11