19.06
2018

   В аптеках Украины продаются тысячи не помогающих лекарств. Один из законов рынка гласит: «Спрос рождает предложение». Поэтому обилие лекарственных и якобы лекарственных средств – это всего лишь ответ на потребности общества.

   Наши потребности давно изучены маркетологами. Мы покупаем не товар, а те блага, которые получим от использования данного товара, удовлетворив свою потребность. Мы покупаем не лекарства, а здоровье, ведь приняв таблетку, мы искренне надеемся выздороветь.

   Таблетка=здоровье

  Но наши потребности бывают и не совсем нашими, просто нам их искусно навязывают. Иногда, чтобы продать некий товар, потребность создают и закрепляют в наших головах путем самых разнообразных методов продвижения. Вот наглядный пример: нам внушили, что атрибут выздоровления от ОРЗ – это отсутствие насморка и кашля. В рекламе, которую активно транслируют на телевидении, нам предлагают целый ряд препаратов, которые помогут избавиться от данных симптомов. Вспомнили рекламу? Отлично! Но прогрессивные медики не дадут соврать, что во время ОРЗ слизистая носа должна быть влажной, поскольку именно там происходит борьба организма с вирусом, а влажный кашель – это защитная функция организма, и усиление его на улице означает лишь то, что там выше влажность воздуха и бронхи активнее очищаются. Но маркетологи сильны, а подобные знания лишают огромного дохода фармкомпании, да и врачей, которые с ними сотрудничают, получая дань от «правильно» выписанного рецепта больному. По меркам Александрии, в среднем в месяц от такого сотрудничества, например, врач имеет денежное вознаграждение от 500 до 1,5 тысяч гривен. Сейчас Министерство здравоохранения сделало первый шаг на пути борьбы с этим явлением, рекомендуя врачам пользоваться в своей практике новыми зарубежными протоколами лечения, где нет рекомендаций выписывать препараты с недоказанной эффективностью и настойчиво не рекомендует врачам (особенно педиатрам) чрезмерно раздувать списки назначенных медикаментов.

   Основываясь на современных протоколах и рекомендациях, министерство настаивает на том, что антибиотики, противовирусные препараты, «иммуномодуляторы» и интерфероны не рекомендованы для симптоматического лечения неусложненных ОРЗ у детей, – указано в официальном обращении, которое опубликовано на сайте Минздрава. Эффективность витаминов, антигистаминных и растительных препаратов не доказана, а сиропы от кашля могут навредить детям до 4-х лет. Для многих из нас эти слова – шокирующие, ведь перечислены практически все препараты, которыми традиционно нас лечат в поликлиниках. Но такова реальность.

  Пример искусственного создания потребности: чтобы продавать тонны «лекарств от дисбактериоза», надо было придумать, что дисбактериоз – это болезнь и самостоятельный диагноз. Многие не задумываются, что какие-то лекарства «помогают» только потому, что организм – саморегулирующаяся система, которая восстанавливается не благодаря, а зачастую вопреки их приему или независимо от него. Об этом, кстати, постоянно говорит популярный детский врач Евгений Комаровский. А сколько ещё таких «заболеваний» и «диагнозов», которых нет в общемировой практике?!

     А поскольку чаще всего играют на наших с вами базовых страхах и тревогах, то нервный возглас: «Надо же что-то делать!» – это волшебный ускоритель продаж лекарств и псевдолекарств. Реклама – как прообраз заботливой бабушки – навязывает нам дополнительные характеристики этого эталона (она должна дать именно это лекарство). Реклама позволяет даже самым робким почувствовать себя победителями (болезнь – это враг; лечение – это борьба с ним; лекарство – это оружие, которое «наносит сокрушительный удар» и «бьёт точно в цель»; а тот, кто не сидит сложа руки и принимает «правильное» средство, – победитель). Реклама рисует образы прекрасного будущего без болезни путем сравнения «до и после». Реклама создаёт эффект массовости и избранности («все умные люди давно принимают этот препарат»). Нас порой очень злит, что реклама бывает излишне навязчивой. Но не вспоминаем ли мы её подсознательно, когда заболеваем или приходим в аптеку? Из 10 лекарств «от кашля» не купим ли мы именно разрекламированное, например, только потому, что в голове будут крутиться слова из надоедливой песенки? Но всегда ли мы читаем о побочных эффектах или думаем о бесконтрольном приеме таблеток?

     Сам себе лекарь!

  В Украине традиционно существует безрецептурный доступ к большинству лекарственных препаратов, и это приводит к массе проблем, признают в Министерстве здравоохранения. «Большинство граждан преспокойно занимаются самодиагностикой, самолечением и самоназначением лекарств, основываясь на телерекламе и советах знакомых либо провизоров, которые часто сотрудничают с фармкомпаниями, – сообщают специалисты министерства. – Именно поэтому в аптеках продается много так называемых фуфломицинов или плацебо – препаратов, которые не существуют в других странах и эффективность которых не доказана. Такие препараты вообще не должны ни выписываться, ни рекомендоваться врачами».

    Самому себе, согласно мировой практике, можно назначить разве что анальгетик, снотворное и средства от тошноты или диареи. Но мы сами ставим себе диагнозы и сами назначаем лечение. Нам не нужен врач, мы лучше спросим у знакомых, друзей или работников аптек. Опыт и исследования зарубежных стран для нас мало что значат. Мы кричим, что они (как там у Задорнова?) «ну тупые!» или «что нашему хорошо, то немцу смерть!». Но встречается и обратная ситуация, когда стоит только сказать, что это импортное лекарство, сделано в той же Германии, и это уже залог безграничного доверия покупателей.

   Нас не пугает то, что в организме действует закон отрицательной обратной связи, и врачи это подтвердят: принимая извне необоснованно гормоны, ферменты и т.п., мы добьемся того, что организм будет их производить намного меньше (или вообще перестанет), создав зависимость от внешнего источника. Мы совершенно не задумываемся над тем, что чрезмерное вмешательство в иммунитет может привести к его серьезному сбою только из-за нашей привычки всё доводить до стерильности или постоянно лекарственно помогать организму справиться с пустяковым насморком.

   А главная беда в том, что мы, как разбойники из мультфильма «Бременские музыканты»: «Не желаем жить по-другому!». Не желаем менять образ жизни, здраво мыслить, повышать уровень своих знаний и нести ответственность за принятые решения. Нам проще съесть волшебную таблетку или выпить сказочно вкусный и полезный кефирчик, которые нам заботливо расписали во всех красках в рекламе. Выпил таблеточку – и клетки печени исключительно от этой самой таблеточки восстановились, сама печень стала как у младенца – можно из запоя не выходить! Проглотил капсулку – и нет дисбактериоза! Применил интерферон (только выбирай форму препарата и место введения) – и никакие ОРВИ не страшны. Хотя, если серьезно, то от лекарств с недоказанной эффективностью, которыми завалены полки аптек, лучше держаться подальше. Они – темные лошадки: в лучшем случае окажется, что вы зря потратили время и деньги, в худшем – на себе проверите, безопасны ли препараты, поскольку подобные исследования компании-производители вряд ли проводили.

   Хотя… Мы сами даём сигнал окружающему миру, что на рынке лекарственных средств и продуктов питания есть огромные свободные ниши – только производи соответствующие препараты и рекламируй их поактивнее! Какая доказательная медицина?! Какие достоверные исследования?! Нам бы для галочки, нам бы побыстрее удовлетворить свою потребность в лечении.

   (Окончание в следующем номере)

 С пожеланиями здоровья и здравого смысла всем прочитавшим, Арина Саржевская

Один комментарий

  • Анонім пишет:

    Для пущей аргументации, в продолжении, напишите За Что?, Юрочку Малахова Роднянский с канала попер…
    Храни Вас Господь, хоть и ему не подвластна медикофармакологическая Мафия.
    Сбыт(!) товара, для капиталистического способа производства, даже не закон, не свойство, а суровая глубинная сущность! И все человеческое чуждо этой сущности. Вся мерзость прямого и закамуфлированного обмана, изощренной искусной рекламы, вовлечение причастных к втюхиванию изготовленного… – ВСЁ поставлено на службу СБЫТА ТОВАРА, и получения прибыли.

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень