Сен
30

Музыка нас связала

Рубрика: Новости. Автор: Lena

   Больше 60 лет своей жизни Тамара Лебеденко отдала музыке, которая навсегда связала ее с любимой работой, учениками и их родителями, коллегами и многими хорошими людьми. «Мне есть что вспомнить, и это приятные воспоминания», – говорит бывшая преподаватель Александрийской детской музыкальной школы, педагог с 40-летним стажем, около 30 лет возглавлявшая фортепианный отдел.

      

   А началось все с того, что в далеком 1953 году, в день смерти Сталина, маленькая Тамара услышала по радио грустную музыку, растрогалась и со слезами на глазах стала играть пальцами на бабушкиной кровати. А в 55-ом, выстояв с мамой огромную очередь на прослушивание, стала ученицей только открывшейся в Александрии музыкальной школы. «В первом классе я занималась с учительницей, у которой даже не было музыкального образования – А.Г.Сумароковой, но следующие семь моих педагогов не меняли постановки рук», – вспоминает Тамара Леонидовна. Первое время у девочки не было инструмента, и она играла гаммы на столе, занималась в УТОСе, а потом родители купили пианино, которое по окончании школы Тамара забрала с собой в Полтаву, где училась в музыкальном училище и была Лысенковской стипендиаткой. После училища была Донецкая консерватория, которую она окончила с красным дипломом. Уже во время учебы будущая преподаватель и концертмейстер занималась с ученицами, которые поступали учиться дальше. А сколько их было за 40 лет преподавания в Александрийской ДМШ!

   Она могла бы остаться в Донецке, но приехала в Александрию, ставшую для нее родной, как и для ее отца – Леонида Григорьевича Лебеденко, заместителя генерального директора комбината «Александрияуголь» по капитальному строительству в 60-е – 70-е годы, благодаря которому Александрия приобрела узнаваемое лицо и многие «визитные карточки» – плавательный бассейн, музыкальную школу, кинотеатр «Жовтень», ДК «Светлопольский», Дворец торжественных событий, рестораны «Ингулец» и «Светлица Казака Уса» и другие.

   С 1973 по 2013 год Т.Лебеденко работала в ДМШ, а с 1978-го на протяжении 30 лет возглавляла фортепианный отдел. Ее много раз переизбирали на должность заведующей, а это о многом говорит, учитывая, что коллектив школы по большей части женский. Больше 40 ее учеников стали профессиональными музыкантами, большинство остальных – профессионалами в других сферах. Потому что, прежде всего, эрудированная и интеллигентная Тамара Леонидовна учила своих детей думать и давала обширные знания не только о музыке и композиторах, но и о литературе, архитектуре, живописи. Она уделяла много внимания их развитию – организовывала открытые академконцерты, технические конкурсы для учеников 4-6 классов, лекции. Каждому ученику индивидуально подбирала программу – по способностям, подчеркивая индивидуальность. К 1980 году на фортепианном отделе работали 30 преподавателей (многие – выпускники школы) и учились 650 детей! Всех прослушать было сложно, и Т.Лебеденко предложила выделить подростковую группу, что и было сделано. С утра до ночи каждый день без выходных она была на работе. Опыт Тамары Леонидовны перенимали педагоги музыкальных школ области. Она одновременно развивала у учеников музыкальность и техничность. Нашу музыкальную школу знали далеко за пределами области, а ученики Тамары Лебеденко каждый год поступали в музыкальные училища (из 13 учениц «звездного класса», как она его называет, 1981 года выпуска, 8 поступили в музучилище). В 2005 году, к 50-летнему юбилею ДМШ, она организовала три концерта – учеников, преподавателей и выпускников школы. Она учила многих братьев и сестер, которые «передавали по наследству» любимую учительницу, как семейный педагог она воспитала многих известных в Александрии людей. Ее ученики работают по всему миру – от Америки до Японии. Она учила детей петь, аккомпанируя себе на фортепиано, и добилась открытия в ДМШ вокального отдела. «Я видела в людях только хорошее и вспоминаю только хорошее. Благодарна тем, кто меня не забывает», – говорит Тамара Леонидовна, которая до сих пор обучает всех желающих игре на фортепиано. И детей, и взрослых. Чтобы стать хорошим музыкантом, нужны способности, желание и труд. А это доступно в любом возрасте.

  Светлана Хитренко, заведующая музыкальным отделом Александрийской детской музыкальной школы, преподаватель музыки и концертмейстер, ученица Т.Лебеденко: «Помню, как после сдачи экзаменов я стала ученицей музыкальной школы и пришла на урок к Тамаре Леонидовне. Она была очень красивой – темные волосы, прическа, выразительные глаза, яркое платье. А как она играла! Я была под большим впечатлением. Мне было 6,5 лет и я открыла для себя новый мир музыки. Тамара Леонидовна рассказывала много интересного – так, что все было понятно и доступно, стыдно было не знать и не выучить. В 1981 году мы поехали на областной конкурс пианистов в Светловодск. Это было мое первое путешествие без родителей. Мы с Тамарой Леонидовной жили вместе в гостинице, она заботилась обо мне – укрывала, кормила. Я заняла на том конкурсе первое место.

    Она всегда требовала осмысленного исполнения произведений, проводила анализ. Общение с ней было дружеским и выходило за рамки «учитель-ученик». А родительские собрания Тамара Леонидовна проводила интересно – дети играли произведение (например, «Клоуны» Д.Кабалевского), а родители сами выбирали лучшего, которому дарили книгу. Всегда степенная, уравновешенная, спокойная, она никогда не повышала голоса – достаточно было взгляда и знака вопроса в дневнике (сейчас я тоже ставлю его в дневниках своих учеников). Со всеми учениками Тамара Леонидовна сохранила хорошие отношения. Многие из них выбрали профессию музыканта. Мы до сих пор общаемся, советуемся с ней и благодарны за то, что она открыла для нас мир музыки».

   Инна Кабанова, преподаватель фортепиано и концертмейстер Александрийской ДМШ, бывшая ученица Т.Лебеденко: «В музыкальную школу меня взяли в подготовительный класс посреди учебного года. Совершенно случайно меня прослушал директор школы Николай Янов и сказал: «Ну, такой артистке нужно учиться у самого лучшего педагога!». Когда мы с мамой в первый раз пришли на урок, мне запомнился запах школы – какой-то особенный, высокая входная дверь в класс (№6) и тетенька в красном свитере с высоко поднятыми волосами. Она сидела за пианино и играла что-то очень яркое, бравурное. Повернулась к нам, и мама сразу узнала в ней свою соученицу из параллельного класса Тамару Лебеденко. Так я познакомилась со своей первой учительницей. Сразу было поставлено условие: для занятий обязательно нужен инструмент. А это по тем временам (1971 год) – серьезная покупка. Но через несколько дней новое пианино уже стояло в моей комнате. А потом началось учение. Ведь музыка – это большой труд. Труд педагога, которая привила любовь к музыке, воспитала трудолюбие, дисциплину. Я по сей день благодарна Тамаре Леонидовне за то, что любовь к музыке и привитый ею хороший вкус опре-делили мою профессиональную судьбу. Уже 30 лет, окончив Кировоградское музыкальное училище, я работаю в родной музыкальной школе, в которой до этого 9 лет училась».

  Людмила Георгиевна Пирог, бывший преподаватель фортепиано Александрийской ДМШ: «Тамару Леонидовну я знаю с детства. Помню, она гуляла с братом во дворе, и все обращали внимание на ее красоту, на толстые косы. В СШ №2 Тамара училась в «элитном» классе, где было 12-15 отличников, в том числе и она. В 1955 году, как только открылась музыкальная школа, мы с Тамарой поступили в нее – я во второй класс, а она в первый. Потом наши пути разошлись, а с 1970 года мы стали коллегами – работали в Александрийской ДМШ. Тамара Леонидовна вела хор, который под ее руководством стал лучшим в области. Потом стала руководить фортепианным отделом, а я была секретарем. От природы она отличный организатор, она знала, кому что поручить, а какие готовила лекции-концерты для населения, посвященные разным композиторам! Тамара Леонидовна – автор и организатор конкурса на лучшее исполнение произведений украинских композиторов, который со временем перерос в областной конкурс «Дивограй». Мало кто знает, но этот конкурс она посвятила своей дочери Оле, которую очень любит.

   Нам очень повезло с Тамарой Леонидовной, как завотделом. Она никогда ни на ком не срывалась, знала каждого ученика и преподавателя, назначала на группы тех, кто справлялся с работой. Молодым коллегам можно многому научиться у Тамары Леонидовны – начиная с общения с сотрудниками, детьми и родителями и заканчивая организацией академконцертов. Они всегда проводились в присутствии родителей и преподавателей, и заведующая отделом уделяла внимание каждому, подсказывая, на что нужно обратить внимание. К слову, должность заведующей отделом тогда не оплачивалась, работала Тамара Леонидовна на общественных началах».

   Нина Андреевна Родионова, преподаватель фортепиано Александрийской ДМШ: «Тамара Леонидовна всегда была очень красивой – глаза, волосы, осанка. С детства хорошо одевалась, благодаря маме-мастерице, у нее первой были модные новинки – плиссе, ришелье, мережка. В годы ее работы заведующей фортепианным отделом – при директорах Н.Янове, В.Калишевиче – на должности назначали профессионалов. Тамара Леонидовна всегда прямо говорила то, что думает. Мы все тогда так делали. Никогда личные отношения она не переносила на рабочие. Она сама была прямолинейной, и в других это поощряла – ей все могли сказать свое мнение. При ней наша музыкальная школа была базовой в области. Свой опыт и знания Тамара Леонидовна передала своим ученикам, которые разъехались по всему миру. Она продолжает в них свою жизнь».

Елена Карпачева

комментария 2

  • Аноним пишет:

    Все началось с густной мелодии по усопшему Сталину…
    И, похоже, закончилось «лебединой песней» по объектам отца Л.Г.Лебеденко -давшим лицо некогда славному граду…
    А музыка, она конечно вечна.

    Мне нравится! Thumb up 0

  • Аноним пишет:

    *грустная — сорри.

    Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11