Мар
17

Капитан Зореслава

Рубрика: Новости. Автор: Lena

 Знакомьтесь: начальник оперативно-координационного отделения 2-го Государственного пожарно-спасательного отряда Управления Госслужбы чрезвы-чайных ситуаций в Кировоградской области, капитан службы гражданской обороны Зореслава Котко. Миниатюрная и хрупкая, но в любой чрезвычайной ситуации готова прийти на помощь наравне со спасателями-мужчинами, а также поддержать и успокоить лучше всякого психолога. Необычным красивым именем Зореслава обязана маме, которая решила назвать дочку именем героини понравившейся книги.

   Ее родители из Черкасской области. Отец военнослужащий, мама – медработник. Зореслава родилась в Литве. После распада СССР семья вернулась в Украину, отца направили служить в Прилуки Черниговской области. Там Зоряна окончила школу и решала, куда поступать: в медицинский или авиационный университет. Выбор профессии определил случай. Однажды отец подвез курсанта Черкасского института пожарной безопасности, который рассказал, что в этот вуз как раз набирают девушек. «Почему бы и нет», – решила Зоряна и в 2002 году вместе с другими 29 девушками стала осваивать профессию огнеборца. На третьем курсе за отличную учебу пятерых девушек, и Зореславу в том числе, перевели в курсанты. По своей специальности «Пожарная безопасность» девушки учили то же, что и парни – электротехнику, водоснабжение, сдавали нормативы пожарно-прикладного спорта. На практике девчонкам скидок не делали – они и рукава раскатывали, и по 32-метровым лестницам лазили, и в аппаратах весом 14 килограммов бегали, и в бойовке (боевой одежде пожарного) в задымленном помещении ориентировались – готовились к будущей работе физически и психологически. Сразу вспоминается фильм «Солдат Джейн» – наверняка, девушкам было нелегко. Но Зоряна о себе говорит: хоть и маленькая, худенькая, но физически крепкая, представляла школу на соревнованиях, а при поступлении в институт сдавала физподготовку – отжимания, упражнения на пресс, бег на 100 метров и 1 километр. Практику курсанты проходили в учебной пожарной части в Черкассах. Парни выезжали на пожары, а девушки работали диспетчерами.

   После учебы курсанты получили распределение. Зореслава выбрала Прилуки, где проживают её родители. В 2007 г. вышла замуж за александрийца, с которым училась на одном курсе в вузе. Два года девушка работала инспектором в райотделе ГСЧС. Потом в 2009 г. перевелась служить в Александрию к мужу, который на тот момент служил начальником караула ГПСЧ-11 (на данный момент Денис Котко – начальник службы пожарной безопасности воинской части). С 2013 года года Зореслава возглавляет оперативно-координационное отделение 2-го Государственного пожарно-спаса-тельного отряда в Александрии. Она координирует действия диспетчеров, принимает решение о том, какую часть направить на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Оперативно-координационное отделение – это мозг пожарно-спасательного отряда. Все звонки из Александрии и Александрийского района поступают именно сюда, на линию 101. Звонков много. Летом горит сухостой, зимой – пожары от обогревателей и печного отопления, буксировка транспорта, спасение рыбаков… А еще – кот на дереве, лифт застрял, животное попало в канализационный люк, дверь захлопнулась, запах в подъезде, кто-то потерял сознание или температурит – в любой ситуации люди звонят по номеру 101, потому что знают: герой-спасатель всегда рядом. Спасатели никому не отказывают. Если решение проблемы в их компетенции – выезжают сами, если нет – диспетчеры передают информацию в соответствующие службы: скорую помощь, полицию, экологическую инспекцию. Бывает, конечно, звонят шутники. Их нужно распознать, чтобы зря не отправлять команду. В оперативно-координационном отделении есть архиватор речи (все разговоры записываются) и автоматический определитель номера. Диспетчер может перезвонить, чтобы убедиться, что это не розыгрыш, и даже передать номер в полицию. За ложные сведения предусмотрена административная и уголовная ответственность. Потому что шутки обходятся слишком дорого: один выезд пожарного автомобиля оценивается в 26400 гривен.
В работе Зореславе очень пригодились полученные в институте знания психологии. Она, как никто, умеет выслушать, понять, под-держать человека, попавшего в беду. Первая реакция пострадавшего – гнев, который сменяется страхом. Прежде всего человека нужно успокоить, отвлечь, говорить с ним, пока не приедут спасатели.

   В считанные секунды диспетчеры должны сориентироваться в ситуации и выяснить первичную информацию – адрес происшествия, номер телефона, имя и фамилия звонящего, уточнить – есть ли пострадавшие, газовые баллоны рядом и т.д. На сборы и выезд команды спасателей дается одна минута. Диспетчер нажимает кнопку тревоги, и пока караул собирается, пишет путевой лист, а потом сразу сообщает о происшествии в оперативно-координационный центр в Кропивницкий. Рабочий день у диспетчеров обычно получается ненормированным. А раз в три года они проходят курсы повышения квалификации и сдают зачеты в Кропивницком управлении ГСЧС.

   Вместе с коллективом начальник отделения регулярно проводит анализ пожаров, разбирает, где можно было бы сработать четче, быстрее, оперативнее. А в подчинении Зореславы Котко – 21 диспетчер, среди них – один мужчина, в части №8 в поселке Александрийском (Димитрово). Чем диспетчер-мужчина отличается от диспетчера-женщины? Женщина подробно расспросит звонящего обо всем и составит полную картину происходящего, а мужчинам такие расспросы кажутся пустой тратой времени: к чему расспрашивать? Приедут – сами все увидят. Достаточно только адреса. Но подробная информация все же нужна – чтобы спасатели заранее знали, к чему готовиться.

  Сотрудники пожарной охраны говорят, что Зореслава очень сплотила их коллектив. Она требовательная – может позвонить диспетчеру в любую часть и задать рабочий вопрос, ответ на который нужно знать на зубок (например: что ты будешь делать, если перевернется машина, в которой пятеро человек?). Так начальник отделения проверяет знания и боеготовность сотрудников.

   Какую роль играют женщины в пожарной охране? Одну из главных. В их присутствии мужчины становятся более культурными и мужественными. «Вы делаете нас лучшими», – такие слова от них диспетчеры слышат не только 8 Марта. В свою очередь, женщины тоже стараются скрасить мужчинам-сотрудникам серые будни – доброе слово, горячий чай, пришитая пуговица, починенная боевка.

   Лучшая благодарность для диспетчеров – когда звонят люди и говорят: «Девочки, дорогие, спасибо вам, так быстро приехали, помогли!». Лучшая награда – спасенные человеческие жизни. А напряжение после трудного рабочего дня помогают снять увлечения. У Зореславы это – вышивка, рыбалка и просто возможность побыть дома с семьей – мужем и шестилетним сыном.

Елена Карпачева

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11