9.03
2018

   Исполнительный комитет согласовал создание в Александрии коммунального учреждения «Инклюзивно-ресурсный центр Александрийского горсовета» (ИРЦ) – с целью обеспечения права детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от 2 до 18 лет на получение дошкольного и общего среднего образования путем проведения комплексной психолого-педагогической оценки развития ребенка, предоставления психолого-педагогической помощи и обеспечения системным квалифицированным сопровождением. После утверждения на сессии горсовета новая структура войдет в состав управления образования, директор будет назначен городским головой.

 


Инклюзия – это процесс вовлечения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Раньше образовательные потребности детей с инвалидностью определяла городская психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК), теперь ее полномочия возьмет на себя новосозданный центр. В Постановлении КМУ №545 от 12 июля 2017 года, которым рекомендуется создать ИРЦ на местах, сказано, что центры должны располагаться в помещениях, оборудованных для детей с особенными потребностями, в которых есть приемные, комнаты для оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи, проведения групповых занятий, занятий лечебной физкультуры, учителя-логопеда и т.п. Специалисты ИРЦ должны консультировать родителей, учителей и воспитателей по всем вопросам, связанным с инклюзивным обучением. Возглавлять ИРЦ может педагог с высшим образованием по профилю «коррекционное образование», «дефектология» или «психология» и стажем работы по специальности не менее пяти лет. Назначается он на должность на конкурсной основе сроком на три года.

   В Александрии довольно много детей с особенными потребностями, их родители прежде всего заинтересованы в том, чтобы они получили качественное образование и, что не менее важно, – адаптировались в общество. Они возлагают на ИРЦ большие надежды. Что же нужно сделать, чтобы новая структура оправдала ожидания общественности и стала действительно нужной и полезной для жителей города? Мы поинтересовались мнением на этот счет людей, которые непосредственно работают с детьми с инвалидностью.

   Виктория Фотовенко, заведующая городской психолого-медико-педагогической консультацией: «Согласно законодательству, инклюзивно-ресурсные центры создаются в городах, где не менее 12 тысяч детского населения. В Александрии 12 719 детей до 18 лет. У нас 55 учеников находятся на индивидуальной форме обучения, 18 – на инклюзивной в школах и трое – на инклюзивной форме обучения в детском саду №2. При индивидуальной форме обучения учителя проводят уроки у ребенка дома, а инклюзивное образование – когда дети с особенными потребностями учатся в классах вместе с остальными школьниками, но с ними постоянно находятся ассистенты учителя, которые во всем помогают. Для детей на инклюзивной форме обучения готовится индивидуальная программа, рекомендованная ПМПК. В нашем городе инклюзивное образование есть в школах №№ 2,10, 15 и АУВК №17. Группы компенсирующего типа есть в дошкольных учебных заведениях: в детском саду №42 – две группы (42 ребенка) для детей с нарушениями зрения; в детском саду №39 – четыре группы (60 детей) для детей с дефектами речи. Детский сад №2 посещают около 120 детей с нарушениями опорно-двигательной системы, есть инклюзивная группа с тремя детьми с особенными потребностями. В этих заведениях с малышами работают специалисты – врачи, логопеды, опытные педагоги.

  Постановлением КМУ № 545 от 12 июля 2017 года «Об утверждении положения про инклюзивно-ресурсный центр» органам местного самоуправления рекомендовано создать инклюзивно-ресурсные центры путем реорганизации психолого-медико-педагогических консультаций. К но-восозданным центрам перейдут полномочия ПМПК, их специалисты будут определять форму обучения для каждого ребенка с особенными потребностями. Теперь не придется возить детей на обследования в другие города, все можно будет сделать на месте. В ИРЦ будут проводиться не только обследования, но и коррекционные занятия, вводятся должности учителя-логопеда, учителя-дефектолога, практикующего психолога и учителя лечебной физкультуры. Будут ли в инклюзивно-ресурсном центре созданы условия для проведения коррекционных занятий, лечебной физкультуры, массажа, сенсорные комнаты, зоны отдыха? Мы думаем над этим. Но сначала подыскиваем подходящее для центра помещение. После того, как сессия горсовета примет решение и управление образования получит определенные полномочия, будут постепенно решаться сначала юридические (регистрационные), а потом уже организационные и все другие вопросы. Возможно, создастся рабочая группа, куда войдут, в том числе, и матери детей с инвалидностью – чтобы сделать новую структуру максимально действенной и комфортной».

   Практикующий психолог и учитель, работающий с детьми с особенными образовательными потребностями Марина Хода: «В Александрии в плане создания условий для детей с особенными потребностями все очень плохо. У нас нет ни инклюзивных, ни реабилитационных центров. Когда родители замечают, что с их ребенком что-то не так, обращаются к врачам, а те их успокаивают: все в порядке, просто ребенку еще рано (например, говорить). У них нет возможностей для всестороннего обследования детей. И только когда приходит время оформлять ребенка в школу, выясняется, что у него серьезные нарушения – аутизм, задержка умственного или психического развития и т.п. И откорректировать развитие ребенка теперь очень сложно. А все из-за отсутствия единой системы помощи родителям. Хотелось бы, чтобы врачи, психологи, дефектологи работали вместе в одном направлении. Девяносто процентов детей с особенными потребностями, с которыми я работаю, лечатся у невропатологов и психиатров в других городах. Потому что тут им сказали, что ребенок здоров и все в порядке, а структуры, которая обследовала бы ребенка и определила нарушения в его развитии, куда родители могли бы обратиться за консультацией в любой момент, нет.

   Ассистент учителя при инклюзивном образовании – это дополнительная штатная единица, дополнительная должность и связанные с ней расходы. Поэтому вниманием охвачены далеко не все дети, нуждающиеся в помощи, многих отправляют на индивидуальное домашнее обучение. Родители вынуждены искать частных психологов и логопедов, ездить на приемы к врачам в другие города. Представляете их расходы? Часто родители не разглашают информации о проблемах детей, даже в больницах о них не сообщают. Дети ходят в детские сады и школы, где не замечают их проблем. Родители скрывают диагноз, мотивируя тем, что не хотят, чтобы над ребенком смеялись в школе.

   Инклюзивный центр должен стать организацией, доступной для всех, чтобы родители не искали специалистов в других городах, могли в любой момент воспользоваться услугами психологов, логопедов, дефектологов, сурдопедагогов, получить профессиональную консультацию, пройти обследование. Консультировать нужно не только родителей, но и учителей: рассказывать об особенностях обучения детей с инвалидностью, а также проводить развивающую и коррекционную работу с детьми. ИРЦ – это новое для нас направление, которое, конечно, потребует совсем иного подхода и дополнительной работы.

   Я думаю, не меньше инклюзивного, нашему городу нужен реабилитационный центр для детей с инвалидностью, где с детьми, которых в нашем городе много, работали бы специалисты, уделяя им достаточно времени и внимания, каждому индивидуально. Центры социальной реабилитации детей с инвалидностью есть по всей Украине, там проводятся занятия с психологами, врачами-логопедами и реабилитологами, массаж, лечебная физкультура, арт-терапия, сенсорные комнаты с современным интерактивным оборудованием – все это оказывает очень мощное воздействие на развитие ребенка. Для хорошего результата заниматься нужно постоянно, несколько раз в неделю.
Для особенных детей лучше обучаться в коллективе. Но у нас нет готовности к этому педагогов и родителей. Еще очень нужна последовательность в цепочке обучения – связь детских садов и школ. И самое главное – создание комфортных условий для ребенка, чтобы учителя имели возможность уделять им достаточно внимания, а дети не чувствовали бы себя изгоями, а учились, получали удовлетворение от своей работы и жили в гармонии с собой».

   Юлия Левандовская, председатель общественной организации матерей детей-инвалидов «Сердце матери»: «Недавно мы побывали в инклюзивно-ресурсном центре Кропивницкого – познакомились с сотрудниками, узнали об организации работы. Заведует центром бывшая руководитель Кропивницкой ПМПК Елена Дорошенко. В штате ИРЦ – три психолога, сурдопедагог, олигофрено-педагог, дефектолог, логопед. На базе центра создана общественная организация, которая будет работать со спонсорами. Честно говоря, после этой поездки наши розовые мечты развеялись. Мы поняли, что ИРЦ просто возьмет на себя функции ПМПК. А нам бы хотелось, чтобы работа Центра была направлена не только на диагностическую и консультативную помощь, но и на медицинскую, психологическую реабилитацию, адаптацию и социализацию детей с инвалидностью, на приобретение ими навыков самообслуживания, развитие их творческих способностей.

   В ОО «Сердце матери» сегодня входят 35 матерей детей с инвалидностью. Всем нашим детям нужно сопровождение – медицинское и педагогическое. У всех есть индивидуальная карта реабилитации, где написаны рекомендации врача – например, санаторно-курортное лечение или занятия с психологом, которые государство должно предоставлять бесплатно. Наши же родители вынуждены тратить на медицинские процедуры, реабилитацию и коррекционные занятия собственные средства, а это стоит очень недешево, притом, что большая часть мам не работают, а ухаживают за детьми.

   Поэтому наша общественная организация готова сотрудничать с ИРЦ по всем направлениям. Мамы детей с инвалидностью общаются со специалистами, которые работают в инклюзивных и реабилитационных центрах по всей Украине, перенимают их опыт работы по созданию таких структур. «Сердце матери» активно поддерживает Александрийская епархия, в частности – начальник отдела по социальной работе протоиерей Евгений Жабковский. У нас есть цель – создать в Александрии сенсорную комнату, в которой так нуждаются наши дети. Сейчас мы ищем для нее помещение и меценатов, готовых помочь, консультируемся по поводу ее оборудования, ищем специалистов, которые будут заниматься в ней с нашими детьми. Несмотря ни на что, мы остаемся оптимистами – этому нас научила жизнь».

Елена Карпачева

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11