Июн
3

   Как известно, еще в прошлом году Минобразования отменило оценивание каллиграфии в начальной школе, оставив только требование, чтобы письмо было опрятным и разборчивым. Также запрещено снижение оценки за неправильное отступление от полей тетради, канула в Лету ежемесячная оценка за ведение тетрадей и критерии их подписания. СМИ отмечали, что Минобразования отказалось от советской традиции уделять внимание столь мелким вопросам.

    Современные учителя начальных классов рассказывают, что раньше ставили детям две оценки – за грамотность и каллиграфию, теперь – только одну, общую. Но те, у кого педагогический стаж исчисляется десятилетиями, все равно учат детей писать красиво – это не только, говоря по-народному, помогает «набить руку», но и дисциплинирует, прививает аккуратность и привычку уважительно относиться к своей работе и к тому, кто будет ее читать. Согласитесь, такие качества ценны в любые времена и при любом правительстве.

   В былые времена в педагогических университетах каллиграфия была выделена в отдельный предмет, который изучали будущие филологи. Поэтому и почерк у них был «учительский» – красивый и четкий, и детям было на кого равняться. Помните прописи в советской школе, элементы написания букв в старых Букварях? Сейчас всего этого нет. Ученые мужи из Министерства образования считают, что все это – архаизм, отживший свое пережиток «совка». В самом деле, зачем в наше время «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь»? Но пока ученики и их родители радуются, в крупных городах Украины начали массово открываться школы и курсы каллиграфии, да и репетиторы не сидят без работы. Значит, есть спрос. Выходит, не такой уж и анахронизм – умение красиво выводить буквы?

   Каллиграфия влияет не только на качество письма, как думают сторонники нововведений. Вот несколько примеров. В 80-х годах крупная японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, начиная переходить к нанотехнологиям, задалась целью узнать, какие методики можно использовать для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программу финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, оказалось, что всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и в вузах, независимо от специализации образовательного учреждения, чтобы сформировать качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

    Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и успокаивает нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение.

   Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера.

    К слову, Александр Сергеевич Пушкин во время учебы в Императорском Царскосельском лицее занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Физиологи и методисты XIX века говорили, что каллиграфия и письмо дают твёрдую опору органам чувств, развивают и укрепляют волевой импульс, являются «гимнастикой для ума и души человека».

   Сейчас многие считают, что в век смартфонов и компьютеров нет необходимости заниматься каллиграфией – техника и так всё умеет. Тем не менее, именно в технически продвинутых странах это ремесло тщательно оберегают: во многих городах Франции и США работают школы каллиграфии, а в Лондоне даже существует отдельная должность придворного каллиграфа.

   В Украине сегодня всего около 20 профессиональных каллиграфов. Дизайнер и каллиграф, основатель школы в Харькове Алексей Чекаль говорит: к мастерам шрифта у нас нет такого уважительного отношения, как в других странах, люди разучились воспринимать эстетику написанного слова, да и эстетику шрифтов в целом. По его мнению, каллиграфия необходима даже в наше время высоких технологий – существуют же бумажные книги, несмотря на то, что есть электронные. «Всё дело в тактильности и материальности, которую трудно передать виртуальными способами, – объясняет каллиграф. – Как ни странно, шероховатость мира очень важна для культурной гравитации человека, она даёт ощущение реальности и жизни».

   А мы, видимо, это ощущение утратили… Дети пишут «как курица лапой», о почерке врачей и чиновников ходят анекдоты, большая редкость – встретить человека, который пишет красиво и грамотно. Из нашей жизни исчезла упорядоченность. Что в головах, что вокруг – то и на бумаге. Системность, аккуратность, педантичность, усидчивость уходят в прошлое вместе с каллиграфией. Некогда всем этим заниматься, успеть бы все запланированное переделать. Хотя какое там запланированное – это же тоже «совковый» пережиток, сейчас в ходу принцип «что в голову стрельнет» – как наверху, так и в низах. Это пусть японцы с китайцами созерцают (а заодно и завоевывают мир), а нам некогда – нужно искать способы выживания.

    Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца. Как вы думаете, что можно увидеть в вашем почерке? Каким будет портрет среднестатистического украинца, составленный графологом? А через 10 лет?…

Елена Карпачева

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11