5.04
2018

  Водитель не остановил автобус на остановке, и дети опоздали в школу, а взрослые на работу. Женщину, срочно нуждающуюся в деньгах, не взяли на работу в супермаркет грузчиком. Для мужа, участвующего в партнерских родах, в палате для мамы и новорожденного не предусмотрена кровать, а в акушерском отделении нет мужского туалета. Являются ли эти примеры нарушением наших гендерных прав?


  Много нового и интересного узнали участники тренинга «Гендер и дискриминация», который 29 марта провели в Александрии тренеры общественной организации «Стан» Яна Салахова и Ярослав Минкин. Тренинг организован Международной организацией по миграции (МОМ) и Агентства ООН по вопросам миграции в рамках проекта содействия решению проблем внутренне перемещенных лиц и пострадавшего от конфликта населения в Украине при финансовой поддержке Европейского Союза. Мероприятие прошло в александрийской библиотеке для детей им. Гагарина, поскольку на базе ЦБС действует проект «Добродій» по взаимодействию с переселенцами. В тренинге приняли участие психологи, представители Центра социальных служб, руководители общественных организаций, активные жители города и переселенцы.

   Самой главной гарантией свободы и запрета дискриминации является Конституция Украины, статья 24 которой гласит: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам». Действует в нашей стране и принцип равенства: равенство прав, возможностей, свобода выбора, уважение достоинства каждого человека, равенство перед законом. Запрет на дискриминацию распространяется на общественно-политическую деятельность, госслужбу и службу в органах местного самоуправления, правосудие, трудовые отношения, здравоохранение, образование, социальную защиту, жилищные условия, доступ к товарам и услугам.

  Однако в нашем обществе как принципы равенства, так и гарантированные законом права нарушаются сплошь и рядом. Каждый из нас может даже навскидку назвать случаи, когда сталкивался с отказами, притеснениями или негативным отношением из-за пола, возраста, религиозных убеждений, языка, национальности, семейного положения. Дискриминация – это ситуация, в которой личность или группа людей ограничиваются в признании, в реализации прав и свобод. Но бывают и случаи, когда дискриминация оправдана – например, запрет на продажу алкоголя и табака несовершеннолетним.

   Участникам тренинга было предложено определить, к каким группам людей в нашем обществе существует предвзятое отношение с негативным окрасом. На вершину «топа» большинство поставили полицию, врачей, политиков и власть, асоциальных элементов (бомжей, алкоголиков, наркоманов), безответственных родителей. Предвзятое отношение – это первая ступенька на пути к более серьезным проблемам. Стереотипы, которые можно сравнить с «тараканами в голове», и язык вражды трансформируются в дискриминацию и дегуманизацию. Причем проявлением отношения может быть как действие, так и бездействие.

   В качестве примера, как стереотипы приводят к глобальным процессам и даже катастрофам в обществе, был приведен геноцид в Руанде – массовое убийство руандийских тутси местными хуту 6 апреля – 18 июля 1994 года, осуществлённое по приказу правительства хуту. В ходе этих событий погибло, по разным оценкам, от 500 000 до 1 000 000 человек, среди которых тутси составляли около 70 процентов. Общее число жертв достигло 20 процентов от всего населения страны. Люди уничтожали друг друга за этнические различия, которые даже визуально не определить, только по отметке в паспорте. А началась подготовка геноцида с создания «Свободного радио и телевидения тысячи холмов», передававшего в эфир расистскую пропаганду, музыку и грязный юмор и ставшего очень популярным.

   В нашей стране гендерные отношения обусловлены менталитетом: мужчина – добытчик, должен содержать семью и больше зарабатывать, поэтому на него возлагаются большие ожидания, и зарплата у него выше, и на работу его берут охотнее, в общем, возможностей больше. И общество его не порицает за то, что из-за работы мало внимания уделяет семье. А женщина должна быть берегиней домашнего очага, растить детей, поддерживать мужа и всю семью. Ее мучает чувство вины, если она выбрала карьеру, а дома ждут голодные муж и дети. К тому же возрастной ценз при приеме на работу для женщин очень низкий – после 35-40 лет найти достойную, хорошо оплачиваемую работу очень проблематично. Так что свободный выбор ограничен самим обществом. Уже с самого детства малышам читают энциклопедии для мальчиков и для девочек, в которых содержатся стереотипы. Далее установки диктуют СМИ, кино, школа, семья и друзья, ну и, конечно же, политики. В подавляющем большинстве случаев от гендерного неравенства страдают женщины, но бывает, нарушаются и права мужчин – к примеру, на участие в воспитании ребенка после развода.

   Мужчины больше заняты в продуктивном труде (производстве товаров и сфере бизнес-услуг), который оплачивается лучше, чем репродуктивный (обслуживание и социальные услуги). Мужчины ищут более высокооплачиваемую работу, а женщины соглашаются на ту, что есть. Есть сферы, в которых мужчины задействованы больше – политика, законотворчество, наука и др.
Сегодня известны такие формы дискриминации: прямая (например – отказ в работе маме малолетних детей), непрямая дискриминация (за одну и ту же работу мужчинам платят больше, чем женщинам), притеснение и сексуальное домогательство, публикация дискриминационных объявлений (например – о вакансиях с указанием пола и возраста).

   Как бороться с дискриминацией? Обратиться в полицию, или в суд (ст. 161 Уголовного кодекса Украины – Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии), или в офис уполномоченного по правам человека. Но зачастую никто не заявляет о нарушении своих прав – дорого, хлопотно, не хочется потерять работу и получить репутацию стукача и скандалиста. А во главе всего – неверие в то, что справедливость восторжествует. Но бездействие ничего не изменит, в отличие от готовности дискутировать, вести конструктивный диалог, настроенности на результат и желания действовать.

Елена Карпачева

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень