9.12
2017

История одной мозаики

Рубрика: Новости. Автор: Lena

     Удивительное рядом    

   Все началось с черно-белого фото: несколько мужчин на фоне мозаичного панно, на котором изображены домашние птицы – индюк, петух и курица. Это фото прислала талантливая художница и искусствовед из Кривого Рога Анастасия Ярошевич (выставка ее работ сейчас проходит в галерее VashArt на улице Чижевского, 8). О снимке было известно только то, что он сделан в одном из гастрономов Александрии в конце 60-х годов. И среди тех, кто в кадре, – Заслуженный художник Украины Григорий Синица, а также художники Николай Шкарапута и Леонид Тоцкий. 


   Анастасия просила узнать, сохранилась ли эта мозаика до наших дней, и если да, то в каком она состоянии. Девушка собирает сведения о Г.Синице и его творческом наследии, поскольку возглавляет филиал историко-краеведческого музея-квартиры этого художника в Кривом Роге. Григорий Синица – лауреат Государственной премии им. Т.Г.Шевченко, автор множества произведений монументальной живописи, новатор, впервые применивший технику флоромозаики.

   Александрийцы, увидевшие фото, сразу узнали эту мозаику – она находилась в ОРСовском гастрономе №4 (в народе его называли «магазином на болоте»), много лет работавшем на первом этаже пятиэтажки на проспекте Соборном, 43. В годы Независимости помещение гастронома было приватизировано, в нем были колбасный склад, частные торговые точки, магазин «Купец», а последние несколько лет оно стоит закрытым – требует серьезного ремонта. Собственник помещения, директор ЧП «Коллега» Олег Гушлевский разрешил войти внутрь и сфотографировать мозаики, за что ему большая благодарность. Равно как и все, кто до этого считал и продолжает считать, что панно делали учащиеся одного из александрийских ПТУ, он понятия не имел, что стены бывших торговых залов украшают произведения монументального искусства, выполненные знаменитыми украинскими художниками.

   Будущее мозаичных панно под угрозой. В доме № 43 большие проблемы с канализацией, поэтому пол в помещении бывшего гастронома залит стоками, в залах стоит жуткий запах и летают огромные комары. Мозаик сохранилось три, но лишь одна из них уцелела полностью, если не считать кое-где осыпавшихся от времени камешков, – это панно с рыбами. Мозаика на крайней правой стене зашита сайдингом, но та ее часть, которая видна из-под пластиковых досок, разбита. С обратной стороны рыб, в левом зале – вот оно, то самое панно с домашней птицей. К сожалению, мозаика сильно повреждена – для доступа к трубам в ней вырублена широкая продольная полоса. Голова индюка и некогда шикарный петушиный хвост оказались разбитыми…

   Жаль, что второго декабря, в день открытия своей выставки в Александрии, Анастасия Ярошевич не смогла попасть внутрь бывшего гастронома №4, увидеть мозаики своими глазами и оценить – подлежат ли они восстановлению. Скорее всего, их можно отреставрировать. И не только можно, а даже нужно – не каждый провинциальный городок может похвастаться наличием такого богатства. Вопрос в том, кому это нужно, кроме художников? Кто готов потратить силы и средства для воссоздания монументальной картины? Мне кажется, на призыв о помощи откликнулись бы многие жители и уроженцы Александрии, живущие в разных городах и странах. И помещение, в котором находятся мозаики, приобрело бы совсем иной статус.

    «О работе Г.Синицы в Александрии достоверной информации у нас нет, – рассказала Анастасия Ярошевич. – Он никогда не вспоминал о том проекте. Известно, что заканчивали панно Тоцкий и Шкарапута, а Синица так и не довел его до конца. Наверное, всему виной его непростой характер. Вот как вспоминал это время Н.Шкарапута: «Мы разрабатывали эскизы мозаик и настенных росписей для оформления современной архитектуры. Вместе с Г.Синицей создали мозаики в торговом центре г. Александрии (Кировоградская область), а потом – уже без его участия – оформили объект «Светлица Козака Уса» – праздничный зал для приема почетных гостей (1969-1970 гг.)». «Григорий Синица жил и работал в Кривом Роге, Шевченковскую премию он получил за работы, выполненные в нашем городе, – продолжает Анастасия. – Есть значительные пробелы в биографии этого художника, хочется попробовать их устранить. До сих пор в Кривом Роге живут ученики Григория Синицы. Сейчас мы занимаемся реставрацией его последней незавершенной мозаики».

   Очень удивительным в этой истории выглядит то, что известные художники оформляли какой-то гастроном в мало кому известной Александрии. Конечно, тогда они еще не были маститыми мэтрами, но все же. Кто пригласил их к нам? Скорее всего, городская власть во граве с Филиппом Гриценко – в тот период она воплощала в Александрии самые смелые идеи, стараясь для людей. Большая часть этого наследия сохранена, и мы ею гордимся – Дворец бракосочетаний, музыкальная школа, плавательный бассейн… Но многое пропало – гобелены художников Марии и Ивана Литовченко «Гимн жизни» и «Песня о казаке Усе», которые экспонировались на Всесоюзной выставке прикладного искусства в Москве в 1967 году, сама «Светлицы Козака Уса» и вот эти мозаики из бывшего гастронома.

   Григория Ивановича Синицу называют художником, который опередил время. Он родился 17 января 1908 года в Одессе в многодетной рабочей семье. В детстве переболел анкилозом тазобедренного сустава, затем тифом. Вышел из больницы инвалидом (одна нога была почти на 20 см короче из-за деформации скелета)… По словам самого художника, родители отказались от него, поскольку он был для них обузой. Но тяжелая болезнь, голодное и забитое детство, отсутствие понимания и поддержки в стремлении стать художником не сломили Григория. Он рано остался сиротой. После одесского Детского дома учился в Кировоградском художественно-промышленном училище, затем в Одесской средней художественной школе, где сразу попал к талантливому преподавателю Михаилу Гершенфельду – художнику-модернисту, критику. У учителя и ученика оказались общие интересы – любовь к народному искусству. По совету Гершенфельда в 1930 году Григорий поступил в Киевский художественный институт в мастерскую монументальной живописи, созданную Михаилом Бойчуком. Синица учился под руководством Николая Рокицкого, но учебу так и не окончил – после ареста Бойчука и его учеников не захотел переучиваться в духе соц-реализма, решил совершенствоваться как художник самостоятельно. В 1941 году была организована его первая персональная выставка в Киеве. Но все картины пропали в войну. Жил в Киеве, работал на заводе «Керамик», был представлен к Сталинской премии, но так и не получил ее. Соотрудничал с народными мастерами и читал лекции по украинскому искусству. В 1965 году вместе с художниками А.Горской и В.Зарецким работал над монументальным проектом в Донецке, в 1966 году, после оформления ювелирного магазина, отказался от сотрудничества с этими коллегами, собрал новую бригаду и уже с ней в 1967-1968 гг. оформлял гастроном в Александрии. Но до конца проект не довел. После развода переехал из Киева в Кривой Рог ко второй жене.

  Членом Союза художников Украины Григорий Синица стал только на 85-ом году жизни. В 1992 году получил Государственную премию им. Т.Г.Шевченко за возрождение ук-раинской колористической школы монументальной живописи, а в 1996-ом, незадолго до смерти, стал Заслуженным художником Украины.

   Григорий Синица умер 11 октября 1996 года. При жизни он не продал ни одной картины, а все свои работы, в том числе и письменные (мысли по поводу искусства) завещал Кривому Рогу. Близких родственников и детей у Г.Синицы не было, в последнее время за ним ухаживала соцработник. После его смерти одна из его учениц вывезла из музея картины художника, они сейчас продаются в Интернете. Пропало около 200 его работ. А то, что осталось из творческого наследия мастера, представлено в музее Г.И.Синицы в Кривом Роге.

   … В те далекие годы, когда создавались мозаики в «гастрономе на болоте», учитель, писатель и краевед Валерий Жванко был обычным подростком, живущим в своем мире приключений. Он жил в двухэтажном доме №45 рядом, и с мозаикой его связывают яркие воспоминания: «Я окончил школу в 1971 году и помню, как строился магазин и выкладывались панно – учился тогда в 8 или 9 классе. Мы набивали карманы цветными камешками, которые лежали в ящиках, а на мастеров, творивших из них картины, смотрели, как на волшебников. Они работали по эскизу, который показывали нам. Так что чудо создавалось на наших глазах.

  В новом магазине, когда он открылся, было не протолкнуться. Много отделов, товаров, покупателей. Мы, пацаны, даже нашли способ заработать на мелкие расходы – сдавали пивные бутылки, которые мужики оставляли на берегу Березовки или бросали в воду.

  На ночь свет внутри гастронома не выключался. И магазин выглядел шикарно. Я с детства «сдвинут» на аквариумах и даже хотел стать водолазом (об аквалангистах до фильмов Жака Ив Кусто мы не знали). В темноте гастроном был как большой аквариум, и если смотреть на панно за огромной витриной, прижмурив глаза, казалось, что рыбы живые и плавают в воде».

  «На примере этих мозаик прослеживается отношение к чужому труду и к искусству, – считает В.Жванко. – Если внутри помещения, прямо за стеной с панно, прокладывается канализационная сеть – это показательно. Разве можно представить себе какие-то подобные конструкции внутри, например, египетских пирамид? Если строить основательно, предполагается, что это надолго. В Новой Праге памятник Ленину снесли, а когда стали разбирать фундамент, в нем обнаружились плиты с могил… То есть, если вы сами попрали чьи-то святыни, стоит ли удивляться, что с вашими поступят так же? Но главное – отношение к художнику. Если человек сумел из разноцветных камешков сотворить произведение искусства, панно должно было стоять, по крайней мере, столько же, сколько и сам дом. Дом снаружи отремонтирован – с новой крышей, с утепленными стенами. Но в основе допущена системная ошибка, которая выглядит, как насмешка: «Вы никто»…

  Давайте сохраним мозаики – все вместе. В Александрии есть много исчезающих объектов, взывающих о нашей помощи. Иначе еще каких-нибудь несколько лет – и спасать будет нечего…

Елена Карпачева

комментариев 6

  • Аноним пишет:

    Как может не показаться странным, но Добро и Зло находятся на одной линейной шкале ценностей… с ползунком по средине, на этой линейке…
    Двигаешь ползунок вправо и добра увеличивается, — влево, уменьшается.
    Еще спрашивают,- из чего творить добро? -Да из зла, уменьшая его, -больше не из чего? Шкала!!!
    Вот зачем в материале о красоте, спасительнице мира, «вечном искусстве», носителе оной, Вы притянули заушИ, сваленные памятники, надгобия, злой рок для всего рода обоюдоосквернителей? Другого места, темы не нашлось? Зла и ненависти мало? Просто захотелось поерзать ползунком по шкале… Не понимаю!

    Мне нравится! Thumb up 0

    • Helena пишет:

      Знаете, а Вы интересную тему подняли и все правильно подметили. Но о сваленных памятниках — это не притянутая за уши фраза, а (если Вы внимательно читали) — мнение человека, который вырос в тот период и восхищался художниками, создававшими чудо… А потом он повзрослел и изменил свое мнение. В это просматривается тенденция целого поколения. Может, поэтому, из-за такого отношения, мозаики и пришли в упадок, не представляя ценности для современников…

      Мне нравится! Thumb up 0

      • Аноним пишет:

        Понимаю, что это не есть мнение автора. Со слов, т.с. ныне не пререкаемого авторитета …»Закапелков»…
        Но, от автора зависело сочетать-несочетать светлые детские впечатления вперемешку с видением созревшего и принявшего «новую веру» человека. Умышленно и «художественно тонко» выразившего свои воспоминания, умело «укусившего гнусное прошлое», которым как бы обьяснил-оправдал нынешнее «светлое настоящее», а темное в нем, сотканно проклятыми папэредниками…
        Глотай читатель, т.с. — не жуя! -Идеологемную закаммуфлированную жуйку, ряженную философически, где
        мозаика, всего лишь фон… Пысьменнык жэж, — свое наваял!

        Мне нравится! Thumb up 0

        • Helena пишет:

          Я Вам очень благодарна за то, что Вы глубоко вникаете в суть всех материалов. Подмечаете не только написанное, а и то, что между строк. Думаю, читатель не все глотает, не жуя. Кому-то нравится, кому-то нет). Вкусы у всех разные. Кто-то согласится с писателем и его мнением, а кто-то, как Вы, увидит в его словах скрытые от большинства нюансы… Но все равно, согласитесь, в его словах прослеживается, как детский восторг сменился… тем, о чем Вы написали)…

          Мне нравится! Thumb up 0

          • Аноним пишет:

            «Счастье, — это когда тебя понимают!»…
            Вы, — «та редкая птица, которая может долететь до его середины…». — Две закавыченное фразы… и нам нЕчего больше объяснять друг другу, неправда ли?
            Пишу, говорю порой (в том смысле — как, уничижительно о художнке — малюет!)…и тотальное непонимание вокруг! Мож геть бестолково и недоступно излагаю? Мож утрачена способность воспринимать? Что с НАМИ? Чем заменили НАМ эту настоящую, наивысшую роскошь — «человеческого общения»( опять надо кавычить, ибо за нас это уже сказали)…/Много пессимизма нагнал? Увы тенденцию наблюдаю./
            И немного о наших…т.с. между строчных. Свидетельствую — бутылки были не только пивные, точно такие же были и от ситро, лимонада, крем-соды… (у меня тоже детская память цепкая — 12коп. стоила)
            Телепрограмма «Вокруг света» с любимым Ю. Сенкевичем, включала в себя и сюжеты Ж.Кусто!
            Как-то вычурно искусно, сей фанат-водолаз, облекая в слова, во взрослом осознанном состоянии(!), выбрал-притянул, именно эти «светлые детские», (уж теперь не знаю за что, уши то отпали, как нечто от продналога) воспоминания.
            Р.S. Поверьте, ничего личного к воспоминателю, мы даже не знакомы, в самом скромном шапошном варианте. И памятники(не знаю точно как в Н.Праге?), преимущественно НЕ сносили!!, а демонстративно сваливали, уничтожали!!, под улюлюкание обезумевших дегенератов, при попустительстве властных органов.

            Мне нравится! Thumb up 0

            • Helena пишет:

              Согласна. Всегда рада общению и особенно взаимопониманию!)

              Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11
Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень