Окт
1

   С моей точки зрения история – нелегкий предмет, очень часто отношение к ней кардинально меняется, существующий строй и власть трактуют ее по-своему, попробуй разберись, о чем можно говорить ученикам, а о чем нет. Учителю постоянно приходится балансировать на грани. Но, к счастью, есть учителя – настоящие профессионалы, влюбленные в свой предмет и умеющие подать его объективно и интересно, невзирая на времена и указы правительства. У таких учителей стыдно не знать предмета, школьники любят их и их уроки, а учебный материал запоминается легко и надолго.


Один из таких – учитель истории и правоведения александрийской школы № 19 Юрий Колесник. «В нашем учебном заведении Юрий Владимирович работает уже около 20 лет, – рассказывает о нем директор ОУЗ № 19 Неля Овчаренко. – Он специалист высшей категории, имеет звание «Старший учитель». Его уроки характеризуются основательной научно-методической подготовкой, высоким темпом, интересной подачей, разнообразностью форм и методов работы, активизацией деятельности учеников. Юрий Владимирович живет историей и краеведением и увлекает этим детей – исследованиями, поисками информации, экскурсиями. Он формирует у учеников умение делать собственные выводы об исторических событиях и фактах, анализировать, дискутировать, критически воспринимать информацию. Ю.Колесник работает в областной творческой группе учителей-краеведов. Его исследования посвящены Д.Чижевскому и другим выдающимся александрийцам, истории родного края. Юрий Владимирович входил в состав рабочей группы по декоммунизации, он член городской топонимической комиссии, руководит школьным музеем. Его статьи неоднократно печатались в местной и областной прессе, а ученики на протяжении пяти последних лет становились победителями и призерами городских и областных олимпиад и конкурсов. Очень эрудированный, человек энциклопедических знаний, он тренирует команду интеллектуалов ОУЗ №19 «КлубНика», которая занимает призовые места в городских соревнованиях. В прошлом учебном году старшая группа «КлубНики» стала лучшей в Александрии. Дети от него просто в восторге. На его уроках всегда очень интересно и познавательно. Выпускники школы зачастую приходят именно к нему».

   Юрий Владимирович охотно рассказывает о достижениях своих учеников: Ирина Климук, ученица 9-Б класса – победительница областной олимпиады по истории 2017 года и участница Всеукраинской олимпиады. А Валентин Тертышный в прошлом году на конкурсе экскурсоводов школьных музеев занял третье место. В позапрошлом году ученики школы №19 стали лучшими в городе по результатам Государственной итоговой аттестации.

   О себе говорит скромно: с первого по восьмой класс жил и учился в Омельнике Онуфриевского района, на родине Василия Сухомлинского. Окончил Александрийское педучилище и Кировоградский пединститут. Начинал работать в 4-ой школе. Историком решил стать еще в четвертом классе – очень нравился этот предмет, да и двоюродный брат был учителем истории.

   – Когда увлеклись краеведением?

  – В институте писал дипломную работу на тему истории формирования многопартийности на Кировоградщине конца 80-х – начала 90-х годов под руководством известного кировоградского краеведа Сергея Шевченко (ныне уже покойного). Потом, работая над институтским заданием, в александрийской библиотеке им. А.Пушкина прочитал книгу Федора Мержанова «Александрия до Октябрьской революции 1896-1919 годов». И очень заинтересовался историей родного города. В 2004 году мы с учеником Артемом Хазаном написали работу по истории Александрии на основе книги Федора Мержанова – и она заняла первое место на Всеукраинском конкурсе. Награждал Артема Владимир Литвин – в то время спикер Верховной Рады – в Каневе 22 мая, в день перезахоронения Т.Шевченко.

   Факты, приведенные в книге Мержанова, становятся предметом для новых исследований. Например, в книге написано, что одним из наиболее крупных землевладельцев Александрийского уезда был граф Михаил Толстой. И я заинтересовался его личностью. В интернете нашел информацию о семье Толстых. Оказалось, что при Петре Первом граф Петр Толстой был основателем тайной полиции. У него было два сына. От одного сына пошла родовая ветвь писателей, от другого – украинские или одесские Толстые, владельцы земель и сел в Онуфриевском районе. Кстати, моя пра-прабабушка была у Толстых няней. На основе собранной информации я составил генеалогическое древо семьи Толстых.

   Кроме того, я собрал материал по александрийским старым кладбищам – снова-таки, отталкиваясь от книги Федора Мержанова и на основе воспоминаний старожилов. На одном из них есть примечательный памятник – в виде срезанного дерева. Мне рассказали, что такие памятники ставили богатым евреям, хотя на еврейском кладбище подобных не было.

    – Какие пласты истории вас интересуют?

   – Лично мне интересна история Киевской Руси, династии Романовых. А вообще интересны самые разные эпохи. Сейчас с одним из учеников собираемся писать работу о Василии Сухомлинском – к столетнему юбилею педагога и писателя. Есть интересные факты. В 2014 году в Кировоградском краеведческом издании «Від Дніпра до Бугу» была напечатана работа известного кировоградского краеведа Ивана Петренко о настоящей фамилии Сухомлинского. Как оказалось, в некоторых документах она пишется Сухоминский. В Омельнике жили родные педагога, и их тоже называли Сухоминскими. Есть у нас и документы, которые раскрывают Василия Александровича не только как педагога, писателя, директора школы, но и как человека.

   – Вы проводите уроки нестандартно, используете много наглядности. Что нужно, чтобы ученики лучше усваивали материал, какие у Вас методы?

   – Я стараюсь подавать материал эмоционально, используя познавательные факты. Возможна схематичная подача, это тоже способствует запоминанию. Хорошие результаты дает написание детьми конспектов. Я прошу учеников сохранять рабочие тетради с седьмого по одиннадцатый класс. Это помогает им при подготовке к ВНО. Например, в этом году Лиза Колосюк сдала историю на 183 балла, не занимаясь с репетитором – готовилась сама, на основе конспектов.

     К сожалению, не всех детей удается заинтересовать историей. Школьники практически не читают художественной литературы. Очень сложные сейчас учебники по истории. Поэтому учителю приходится много работать, чтобы дети полюбили его предмет.

  – Расскажите о работе в группе по декоммунизации. Вы довольны результатами?

 – Было непросто. Заседания можно было бы проводить более активно и динамично, а значит продуктивнее. По предложению рабочей группы переименованы всего 30 процентов улиц. Например, улицу, где я живу, переименовали с Фрунзе на Сагайдачного. Мне кажется, было бы уместнее называть улицы именами местных выдающихся деятелей. Лично я предлагал назвать улицу Парижской Коммуны именем Атамана Григорьева – это придало бы Александрии колорита. Но против этого выступили евреи. Григорьев, конечно, личность неоднозначная.

    – Знаю, что Вы увлекаетесь интеллектуальными играми.

  – Да. И очень приятно, что наши ученики часто занимают призовые места на городских соревнованиях. Можно было бы принять участие в областных соревнованиях, но сейчас нет на это средств. А команда «Клио», в составе которой я выступаю на городских «Играх разума», в этом году стала победителем турнира.

    – Сейчас все обсуждают реформу образования. Как Вы относитесь к нововведениям?

  – Я поддерживаю 12-летнюю систему образования, но считаю, что старшей школе нужны преобразования. Классы в ней должны быть профильными, а большая часть учебного времени посвящена изучению именно профильных предметов. Но для этого детям и их родителям нужно четко определить направление дальнейшей учебы. Сейчас у одиннадцатиклассников очень много предметов, которые даже отсидеть тяжело (по 7-8 уроков ежедневно), а нужно же еще и учить – вместо того, чтобы заниматься подготовкой к ВНО. Потому что система построена так, что от ВНО зависит, куда абитуриент поступит. Вот я читаю Всемирную историю, а ученики спрашивают: «А зачем нам этот предмет? На ВНО нужна только история Украины».

   – Как Вы относитесь к репетиторству? Вы говорите, что Ваши ученики успешно сдают ВНО сами. Нужно ли репетиторство сегодня, или без него можно обойтись?

   – Сегодня ВНО – это частично соревнование родительских кошельков. Но достаток в семьях разный, и одни родители могут оплатить услуги репетитора, другие нет. Поэтому результаты выпускников из больших городов всегда выше, чем у сельских жителей. Я считаю, при подготовке к ВНО репетиторство не помешает – те, кто занимается с репетитором, показывают лучшие результаты. Вообще, хороший результат при сдаче независимого оценивания зависит от трех факторов – работы учителя, самого ребенка и усилий родителей.

Елена Карпачева

комментария 2

  • Аноним пишет:

    Молодец. Так держать.

    Мне нравится! Thumb up 0

  • Аноним пишет:

    «Найбрехливіша, найпідліша із усіх лже-наук, це історія». Цікаво, підтвердить, чи спростує, цю сентенцію профессійний спеціаліст…(тільки не балансуючи, а правдиво)

    Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11