20.03
2021

Если лет через пятьдесят или сто ваш внук-правнук будет лениться читать учебник истории нашей страны ХХ века, можно будет просто посадить школярика рядом и рассказать о жизни этого человека. Его судьба – отражение истории всей страны. Удивительная, простая, в чем-то героическая и в чем-то непостижимая.

В марте этого года – сто лет со дня рождения Григория Кирилловича Настасьева (1921-2011), Почетного гражданина Александрии и педагога, боевого офицера и кандидата наук, заслуженного учителя Украины и кавалера государственных наград, автора многих книг и просто неравнодушного человека.
Наверное, когда-то таких людей было много в каждом городе и селе, но большинство из нас не застало то время. С наших сегодняшних позиций они жили в чем-то непонятном для нас, нынешних, – больше думали о работе, чем о себе, не накапливали богатства, не выстраивали карьеры, не ждали наград.
Григорий Настасьев родился в поселке Пантаевке, которая тогда была поселком железнодорожников, на станции работал его отец. В 1920-1930-х годах это была престижная и высокооплачиваемая работа, но по стопам отца выросший под паровозные гудки мальчишка не пошел. По окончании знаменской десятилетки сын железнодорожника захотел стать учителем – поступил на педагогические курсы в Одессе. И уже через год работал директором школы на затерянной в степи станции под Николаевом.
А после этого руководство сорвало молодого учителя с места и отправило туда, где нужны были надежные и толковые кадры. И ничего, что новое назначение оказалось в еще большей глуши, и еще дальше географически, за 6 тысяч километров от родного дома. Григорий Кириллович собрал вещи и отправился в неблизкий путь – и вскоре уже учил детвору грамоте и руководил школой на далекой станции Ерофей Павлович на китайской границе…
В 1942 году учителя призвали на фронт – шла Великая Отечественная война. Он служил в гвардейских частях, которые всегда были на самых тяжелых участках фронта, участвовал в самых страшных битвах той войны – Сталинградской и Курской, и из донских степей гнал врага на запад, в составе действующей армии вернувшись в Украину. При форсировании Днепра в районе Кременчуга был ранен, но после госпиталя, вернувшись в декабре 1943-го в строй, успел повоевать за освобождение родной Кировоградщины. После того было освобождение от нацистов Европы – Румынии, Польши, Германии.
Интересный момент. В декабре 1944-го, когда война шла уже на чужой территории, перспективный офицер Григорий Настасьев был направлен на учебу в тыл. И наверняка, у выпускника курсов политуправления 1-го Украинского фронта была возможность на фронт уже не возвращаться, но Григорий Кириллович, имея два ранения, вернулся в свою часть, в ад грандиозной битвы за Берлин. А ведь на дворе стоял апрель 1945-го, и как не хотелось, наверное, погибать за месяц до Дня Победы!
Имея боевой опыт, офицерское звание и правительственные награды, вчерашний фронтовик мог поступать без экзаменов в любой самый престижный вуз страны. По тем временам это автоматически обеспечивало карьеру, высокие должности и привилегии. Но не захотел он становиться ни директором, ни министром, ни партийным функционером, а решил кавалер Ордена Отечественной войны и десяти медалей вернуться к любимому делу – учить детей, причем в своей родной Пантаевке.
Со временем закончил институт, работал учителем в Знаменке, директором школы в Пантаевке, позднее там же возглавил такое непростое для педагога учреждение, как школа-интернат. Все заслуги Григория Настасьева на педагогическом поприще в этом материале не перечислить, скажем только, что в 1966 году он – на первый взгляд, обычный директор интерната из глубинки – был награжден одной из высших наград СССР – орденом Ленина. И это в мирное время!
Но признание и почет для профессионала и неравнодушного человека не повод почивать на лаврах. Пришел час – и страна снова призвала педагога туда, где нужны были его опыт и фронтовая закалка. И снова срывается он с места и едет в далекую командировку, на этот раз – в Германию, где остается на несколько лет, работая директором берлинской школы для детей советских граждан.
По приезде на Родину Григорий Кириллович на некоторое время возвращается к своим воспитанникам в интернат, но – снова есть работа на ответственном участке, и снова – не дома. Следующие 12 лет он живет и трудится в Павлыше, в школе им. В. Сухомлинского. Василий Александрович, великий педагог-новатор, создатель всемирно признанной педагогической системы, часто встречался с Настасьевым. И Григорий Кириллович был для Сухомлинского не просто коллегой – они делились опытом и просто дружили. Поэтому, когда великого педагога не стало, его школу в Павлыше – своего рода методический центр педагогической науки – доверили возглавить именно Григорию Настасьеву.
Опытный педагог и руководитель, Григорий Кириллович работал, как теперь говорят, в полях – то есть в самых обычных, никак не элитных школах, непосредственно с детьми. Но он стремился, чтобы его знания, опыт и научные наработки были доступны как можно большему количеству коллег – в этом еще одна характерная черта этого необычного – и такого обычного для своей эпохи человека. Поэтому он, уже будучи умудренным опытом и занятым на руководящих должностях, нашел время для научной работы и защиты диссертации. И с той же целью писал научные статьи и книги – всего более 300 работ по вопросам воспитания и обучения молодого поколения. Со своими лекциями Григорий Кириллович ездил по ВУЗам многих городов Союза и дружественных стран.
И все-таки венец его деятельности – это 18 лет преподавательской работы в Александрийском педагогическом училище. Ведь что может быть достойнее для специалиста такого уровня, чем передать, размножить свой опыт через своих воспитанников – молодых учителей, которые в свою очередь понесут эти знания по школам всей страны.
Коллеги говорят, что великий учитель Григорий Кириллович всю жизнь был … замечательным учеником. И в бытность сельским учителем, и на должности заведующего гороно, и во время работы в колледже до последних своих дней пополнял свои знания, постигал что-то новое.
Он был педагогом на протяжении 70 лет. Представляете, сколько детей он воспитал, сколько вырастил ответственных и сознательных граждан для нашей страны?! А сколько молодых учителей выпустил он, будучи сотрудником Педагогического колледжа! Такой вот след оставил Григорий Кириллович Настасьев на земле.

В. Свиденко

Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи краеведа О. Божко и Л. Е. Максимову, зам. директора Александрийского пед.колледжа им. В. А. Сухомлинского

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень