23.09
2019

Её наследие

Рубрика: Новости. Автор: Lena

14 сентября создательнице и первому директору александрийского Музея Мира, историку и музееведу Инне Антоновне Шульге исполнилось бы 95 лет. Она родилась в 1924 году в Коростене на Житомирщине, а ушла из жизни седьмого мая 2003 года в Александрии – шла с мероприятия, посвященного Дню Победы, села отдохнуть на скамейке на площади и умерла. Случилось это в центре нашего города, который стал для нее родным и Почетным гражданином которого она была и остается.

Она росла в семье военнослужащего и учительницы. В войну была в эвакуации в Казахстане, где окончила среднюю школу и работала в колхозе. В 44-ом вернулась с мамой в Украину, окончила исторический факультет Харьковского педагогического института им. Г.Сковороды. В 1950-ом вышла замуж за военного – Александра, с которым прожила всю жизнь. В 1951 году начала работать научным сотрудником Харьковского областного государственного исторического музея, потом была учителем в школе. Переезжая вместе с мужем по местам его службы, работала в школах и музеях в разных городах. В 1971 году семья переехала в Александрию. Инна Антоновна какое-то время вела уроки в школе №2, а в 1973-м перешла работать во Дворец пионеров им. А. Шакало. Созданным ею отрядом юных следопытов «Поиск» Шульга руководила 15 лет. Под ее руководством дети создали музей боевой славы Великой Отечественной войны. Кроме того, они собирали, изучали и систематизировали материалы по истории родного края и занимались поисками воинов-земляков, погибших во время Второй мировой, увековечивая их имена в Книге памяти. Следопыты принимали участие в областных, республиканских и всесоюзных конкурсах-викторинах по истории и посвященных борьбе за мир.

Сегодня Вера Козенко – известный в Александрии человек, главный специалист отдела назначения пенсий управления Пенсионного фонда Украины, мама погибшего в АТО героя Александра Козенко. А много лет назад, в середине 70-х, девчонкой, она с удовольствием бегала во Дворец пионеров на занятия к И.А.Шульге – в кружок мягкой игрушки, бисероплетения и в отряд юных следопытов «Поиск». «Инна Антоновна разрешала нам ходить во все ее кружки, но при этом жестко контролировала успеваемость в школе, – рассказывает Вера Николаевна. – Те, кто учился плохо, с нами на экскурсии не ездили. Нам, детям 9-13 лет, было очень интересно с Инной Антоновной. Она была не над нами, а одной из нас. Создала александрийскую «республику ШКИД» – систему детского самоуправления, где все решалось сообща, а руководитель имел право одного голоса наравне со всеми. Мы вместе решали, что, как и из чего будем создавать в музее боевой славы. Материалы Инна Антоновна покупала сама, часто за свои деньги. И если мы решали сделать все по-своему, не перечила – мы делали, но потом, увидев результаты работы, понимали, что были неправы, и переделывали. Мы сами изготавливали стенды, проводили экскурсии и мероприятия для младших школьников, одноклассников и учителей. Это было ответственно и стимулировало. Тяжелее всего было вести экскурсии для ветеранов, которые сами прошли войну. Некоторые ребята в школе были двоечниками, но с ролью экскурсовода справлялись отлично, Инна Антоновна хвалила их перед учителями, и им было приятно. Среди ее воспитанников были трудные подростки, состоявшие на учете в милиции. Только сейчас я понимаю, как она умела направить подростковую энергию в нужное русло.

Интерес к истории она вызывала у нас простыми вопросами: «А вы знаете свой род? Кто в вашей семье воевал? В каком году освободили Александрию? Как называется улица, на которой вы живете? Почему ее так назвали? Как она называлась раньше?» И мы искали такую информацию, которой нигде не было – расспрашивали родных, старожилов. Так изучать историю было интересно и увлекательно. Однажды во время поисков мы нашли дневник солдата времен Великой Отечественной и отдали его вдове.

Для нас это был не кружок следопытов, а место встречи друзей. У меня и сегодня есть подруги, с которыми мы вместе еще с тех времен. В начале учебного года мы решали, куда поедем на экскурсии. Экскурсии – это был мощный стимул к хорошей учебе. Деньги на поездки собирали постепенно – каждый сдавал по 2 рубля в месяц. Ездили в Крым, Киев и другие города. Принимали участие в конкурсах и викторинах и выигрывали бесплатные путевки в «Молодую гвардию». Отмечали вместе дни рождения, праздники, и все делилось поровну на всех – это был закон. У нас было четкое распределение работы – поисковики, казначеи, экскурсоводы, учетчики, кассиры – мы учились добросовестно выполнять задания и отвечать за свою работу. Инна Антоновна тонко чувствовала личность каждого и давала задания, с которыми ребенок мог справиться лучше других.

Елена Карпачева
(Продолжение в следющем номере)

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень