26.07
2018

    28 июля православная Украина будет отмечать 1030-летие Крещения Руси. Накануне праздника мы встретились с епископом Александрийским и Светловодским Боголепом и задали вопросы, интересующие не только прихожан УПЦ, но и многих наших граждан. Интервью получилось далеко не праздничным…

   – Сегодня много говорят о создании единой поместной церкви путем объединения различных конфессий. Что Вы думаете по этому поводу?

   – Идея положительная, но сам формат и способы ее реализации вызывают большие вопросы. Что это за постановка вопроса: формировать некую церковную структуру под эгидой государства? Оно не может выступать в качестве субъекта церковных нововведений. Одно дело, когда религиозные конфессии решают между собой какие-либо вопросы, а другое – попытки вмешательства в их дела извне. Тем более, что в Конституции четко прописано, что церковь отделена от государства.

   Важно и то, что административное вмешательство в наши дела, попытки навязать какие-либо идеи – это искусственно и негармонично. Государство не может регулировать душевные процессы. Ни к чему хорошему это не приведет, и тому есть исторические примеры. Большевики, придя к власти, пытались создать подконтрольную себе церковь. Этим новоявленным общинам – их называли живоцерковниками – передавали имущество, отобранное у православных церквей, но вот душу человеческую нельзя материализовать и отдать под чье-то влияние. Поэтому из этой затеи ничего не вышло. Есть примеры еще более трагические, когда со стороны государства попытки церковных пертурбаций приводили к расколам и кровопролитным войнам.

   Когда идеей объединения украинских конфессий стали активно заниматься на самом высоком государственном уровне, УПЦ высказалась по этому поводу и предупредила, что это может привести к очень серьезным последствиям и вместо объединения мы можем получить раскол общества.

    – Я слышал, что в Константинопольском патриархате предлагают свой вариант решения вопроса: они создают в Украине, образно говоря, свой филиал, и все, кто пожелает, смогут к нему присоединиться, получив все церковные регалии.

  – Нужно понимать, что Церковь заинтересована в территориальном расширении – это естественно. Но кому у нас нужен филиал Константинополя? Украинской Правосла-вной Церкви? Нет – мы и так имеем канонический статус и являемся частью Вселенской Церкви. Грекокато-ликам? Тоже нет – они буквально на днях заявили, что не будут ни с кем объединяться. Это понятно, ведь католики и православные – это разные церковные миры. То есть две самые многочисленные в Украине конфессии в этом участвовать не собираются, так как понимают, что невозможно объединить несоединимое. Кто остается в итоге?

    В создании поместной церкви, в первую очередь, заинтересована УПЦ КП – таким путем она хочет получить официальный статус, законность в каноническом поле, ведь она не признана нигде в мире. Но вот какие здесь получаются коллизии. Во-первых, Филарет (Денисенко) заявил, что не потерпит никакой власти: ни московской, ни константинопольской. Во-вторых, Филарету, отлученному от церкви и преданному анафеме в 1992 году, чтобы вернуть официальный статус, нужно по церковным законам покаяться перед тем, кто его отлучил. А это Русская Православная Церковь. Пойдет ли он на это? Нет, конечно. В-третьих, желание войти в Константинопольский филиал непременно приведет к расколу в самой УПЦ КП, так как одни его священники пожелают вхождения в новое образование, а другие – нет. В-четвертых, сам патриарх Константинопольский, зная статус Филарета, как отлученного от церкви раскольника, никаких дел иметь с ним не хочет.

   Но даже если таким планам суждено будет сбыться, что мы получим в итоге? Две канонические церкви: УПЦ и поместную церковь, получившую томос, но в статусе Константинопольского филиала? Разве это объединение? Это раскол!

   – Есть мнение, что создание поместной церкви – это желание уничтожить УПЦ как пособника Кремля. Вот одна из многочисленных цитат, звучащих в СМИ. «Религия в Украине» пишет: «Кремль не стесняется использовать церковь для решения политических задач. Концепция «русского мира» с тремя братскими народами отлично вписывается в имперские планы России. Чем больше прихожан УПЦ МП в Украине, тем сильнее ее позиция, больший приток средств и т. д. Кремль через церковь влияет на умы украинцев, на их отношение к украинскому государству, их политический выбор. При этом УПЦ МП не позволяет вести богослужение на украинском».

   – О том, что УПЦ уже много лет не зависит от Московского патриархата, мы говорили множество раз. Скажу больше: если церковники РПЦ не имеют никакого влияния на УПЦ, то УПЦ имеет право голоса в их синоде.

  Все эти выпады, мол, мы не отпеваем воинов АТО или отчисляем деньги в Москву – это полнейшая чушь! Отпеваем всех, ничего никому не отчисляем, а службу ведем на том языке, который ближе прихожанам конкретной территории. Если, например, в Японии есть наши приходы, то служба, естественно, ведется на японском. Мы собираем и доставляем пожертвования для военных и всех нуждающихся по обе линии военных действий. Например, наша епархия в прошлом году собрала пожертвований в эквиваленте на 500 тысяч гривен. Но мы не трубим об этом.

   – УПЦ обвиняют в том, что она сохранила приходы в оккупированных Крыму и ОРДЛО.

 – А разве там не живут граждане Украины и наши прихожане? Там огромное количество обездоленных людей, которым сегодня очень нелегко. Но кто им помогает? Правительство? УПЦ КП? Да никто, кроме нас! Мы служим людям, а не руководителям территорий. И, кстати, епархии в Крыму остались под нашим управлением, полуостров в церковном понимании – наш, украинский.
Конечно, среди церковников, как и среди всех нас, есть разные люди, есть такие, кто поддерживает противоположную сторону. И их как раз и выставляют напоказ, выдавая их мнение за позицию УПЦ.

  У нашей церкви есть четкая позиция по поводу происходящего в стране. И мы, в отличие от государственного и политического истеблишмента, удерживаем и объединяем всю Украину, в том числе географически.

  – Почему вы об этом не говорите?

 – А как? Нас держат в информационном вакууме. Большинство национальных СМИ для нас закрыты. Там, кстати, как и в местных СМИ, если и говорят о нас, то только в негативном свете и обязательно с приставкой «МП». Но вдруг случается упомянуть о нас в положительном контексте, то приставки уже нет! Это так мелко…

   – На сайте Союза православных журналистов говорится, что патриотизм той же УПЦ КП обусловлен конкуренцией с УПЦ МП. Что создание поместной церкви в Украине – это совместный политико-коммерческий проект УПЦ КП и украинской власти.

   – Киевский патриархат не в состоянии самостоятельно повышать свой авторитет, расширять влияние и, говоря светским языком, конкурировать с нами. Поэтому они под личиной патриотизма взяли в союзники чиновников из руководства государства. Вот вам пример: в Украине действует запрещенная во многих странах мира религиозная организация «Свидетели Иеговы». Они не признают нашего конституционного строя, основы государства. Но их никто не трогает, не кричит, что они не патриоты…

   – УПЦ уже несколько лет находится в статусе обвиняемого, но если вы ни в чем не виноваты, то с этим нужно что-то делать!

  – Риторику постоянных оправданий со стороны УПЦ пора уже менять. Почему мы должны постоянно что-то опровергать? Если мы враги, предатели, то давайте что-то решать! Уверен, что если бы хоть малая часть из всего потока грязи, вылитого на нашу церковь, имела фактическое подтверждение, нас бы уже лишили всех прав и ликвидировали. Но все ограничивается банальным хулиганством. Покричать, запугать, обматерить – это не патриотизм.

   Но, несмотря на все нападки, число наших прихожан неуклонно растет, а церковь, как и прежде, имеет самый высокий авторитет и уровень доверия среди всех институтов в стране.

   – Давайте поговорим о событии Крещения. Кто-то из историков сказал, что нынешние украинцы имеют отношение к Киевской Руси такое же, как итальянцы к римлянам. А режущее слух словосочетание «Русь-Украина» – политический лозунг в угоду урапатриотам.

   – Да, это игра в патриотизм и не более. Сколько не одевай вышиванку – лозунгами ситуацию в стране не изменить. А насчет понятия «Русь», то оно намного больше, чем Украина географическая. То, что Киев – мать городов русских, это понятно и естественно. То, что Русь приняла крещение на берегах Днепра – это факт, как и то, что этот шаг Владимира дал толчок новой истории. Понятие «Русь» намного шире, чем нам его сейчас подают. Это не административное или географическое определение какой-то территории, это историческое, культурное, ментальное понятие. И переиначивать историю на новый лад в угоду политическим веяниям – это неправильно. Это попахивает советским нафталином. Но что поделаешь – каждому новому политическому режиму свойственно находить и выставлять какие-то свои маркеры.

  – Что для христиан значит предстоящий праздник?

  – В этом празднике есть моменты, относящиеся не только к верующим, но и к каждому из нас. Пусть это и не официальная дата, но имеющая огромное историческое значение. Оставим историкам и археологам их работу: пусть ломают голову, как все происходило в реальности и действительно ли христианство насаждалось мечом и огнем. Ведь никаких фактических подтверждений этим событиям нет. Есть лишь скупые страницы летописей, из которых явствует, что Владимир был человеком своего времени – жестоким, тщеславным, сластолюбивым.

   Но что-то в его жизни произошло. И его личное крещение, а потом киевлян и всего княжества – это был не только дипломатический ход, но и личный нравственный порыв. Ведь после крещения его жизнь совершенно поменялась: он становится примерным семьянином, отменяет смертную казнь, которая ранее была обычной нормой. И люди того времени восприняли его шаги не как политическую игру, а как душевный порыв. Поэтому христианство, которое, кстати, и ранее присутствовало на Руси, стало отправной точкой истории, культуры, менталитета, да и всего народа, к которому мы сегодня имеем честь принадлежать.

   Это праздник духовного рождения. Мы – наследники великих традиций наших предков, которые нужно сохранять и приумножать. А воз-вращаясь к дням сегодняшним, скажу, что история расставит все на места, отфильтрует, как говорится, зерна от плевел.

Сергей Гавриленко

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень