27.06
2019

В последнее время в СМИ все чаще звучит аббревиатура НАССР. О ней говорят и в центральной прессе, и на местах. Чиновники всех уровней как бы предупреждают предпринимателей: готовьтесь к НАССР, чтобы потом не говорить, что не знали – с 20 сентября эта система начнет работать на территории всей страны. Что же скрывается за этой малозвучной аббревиатурой? Об этом мы попросили рассказать начальника Александрийского районного управления ГУ Госпрод-потребслужбы в Киро-воградской области Станислава Лумяника:

– В отечественной пищевой индустрии по сей день многие предприятия работают по стандартам, далеким не то что от международных, но и от простых санитарных норм. Чтобы положить этому конец, была разработана и с 20 сентября должна вступить в силу новая система НАССР (в английской транскрипции НАССР – Hazard Analysis and Critical Control Points), что означает «анализ опасных факторов и критические точки контроля». Система является инструментом обеспечения безопасности пищевой продукции на уровне предприятия. Грубо говоря, мы должны выявить опасные точки в процессе производства и реализации продукции и установить над ними контроль на протяжении всей цепочки.

Принцип системы заключен в анализе, выявлении всех возможных факторов риска на производстве. Сюда входят и физические, и химические, и микробиологические факторы, возникающие при изготовлении пищевых продуктов.

– Какие преимущества дает система НАССР?

– Помимо пользы, о которой мы говорили выше, это оптимизация контроля производственных процессов; сокращение объемов бракованной продукции; увеличение сроков хранения; повышение доверия потребителя.

– Кто, когда и как должен внедрять систему НАССР?

– Этим должны заниматься все операторы, субъекты хозяйствования продовольственного рынка и все, кто с этим связан.

Введение системы предусматривает несколько этапов. С 20 августа прошлого года она уже вводится на мощностях, которые осуществляют деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых имеются необработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей). Например, сельхоз-предприятия, которые занимаются переработкой и реализацией мяса, колбас, сыров, йогуртов и т. п.

С 20 августа этого года – на мощностях, на которых осуществляют деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых отсутствуют необработанные ингредиенты животного происхождения. Например, сельхозпроизводители готовой овощ- ной продукции.

В целом внедрение системы НАССР предусмотрено в несколько этапов в течение трех лет.

– Кто проверяет предприятия на соблюдение безопасности пищевых продуктов?

– Эти полномочия переданы управлениям Госпродпотребслужбы. Пять лет назад Евросоюз выделил средства на подготовку и обучение наших специалистов именно для такой работы, и только они вправе вести аудит.

– Какая ответственность предусмотрена за нарушения в работе по системе НАССР?

– С 2020 года будет проводиться аудит по всем предприятиям, и нарушения будут наказываться штрафами. При невыполнении обязанностей по внедрению системы НАССР на операторов рынка будет налагаться штраф в размере 30 минимальных заработных плат (сейчас это более 125 тыс. грн) – на юридических лиц и 15 МЗП (более 62 тыс. грн) – на физических лиц-предпринимателей.

Но законодательством также предусмотрено, что за первое нарушение в течение трех лет государственный инспектор выдаст оператору рынка только предписание относительно устранения нарушений без оформления протокола. А невыполнение или несвоевременное выполнение предписания влечет за собой ответственность в виде штрафа: для юрлиц – 8 минимальных зарплат, для физлиц-предпринимателей – 5.

Так что если на предприятии до сих пор не внедрена система безопасности пищевых продуктов НАССР или ее внедрение продолжается, а инспектор уже на пороге, то законодательство пока не будет жестким.

Внедрение системы НАССР – работа не одного дня, а достаточно продолжительный процесс. Он не ограничивается только разработкой документации и наведением элементарного порядка на производстве, но относится ко всем службам и персоналу. Поэтому советую подойти к этому ответственно и приложить все усилия, чтобы надлежащим образом привести свою деятельность в соот-ветствие нормам законодательства.

– А если конкретно, как это должно работать?

– Пример. В школьной столовой стоит холодильник, в котором обязательно дол-жен быть термометр, и не просто термометр, а сертифицированный. Если такой бумажки нет, нужно отправить термометр на проверку и получить сертификат. Это касается всего, что связано с пищевыми продуктами. Сертификаты должны быть даже на ложки и кастрюли. Весь персонал должен иметь не только санитарные книжки, но и не менее двух комплектов спецодежды. Ещё пример: если раньше боролись с грызунами всеми доступными способами, включая химикаты, то сегодня этого нельзя. Только сертифицированными живоловками!

– Кто-то в районе уже работает по этой системе?

– Два элеватора компании “Укр-АргоКом” уже работают. А вообще думаю, что сложности у нас будут немаленькие. Все ведь привыкли работать по старинке. Представьте, что значит перевести на новые методы работы 172 магазина, 25 школ, 21 детский сад и это только магазины и бюджетная сфера! А сколько в пищевой отрасли задействовано предпринимателей! Работа предстоит большая. Но, надеюсь, принимаемые меры пойдут на пользу и потребителям, и производителям.

Сергей Гавриленко

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень