8.12
2020

Когда говорят о «евробляхах» как об идеальном способе всеобщей автомобилизации, забывают о чем-то более важном – о том, чем все это закончится для страны. И для Александрии в частности.

Скажем сразу: противостояние государства с «евробляхерами» – это борьба страны за цивилизованный путь развития. Точнее – за возвращение ее на этот путь. Потому что были годы, когда Украина занимала 7-е место в Европе по объемам продаж новых машин, а импорт «бэушек» держался на околонулевом уровне.
Кто бывал в небогатых странах Евросоюза – Ирландии, Греции, Португалии, не даст соврать: да, на тамошних дорогах преобладают молодые или совсем новые автомобили. Но! При этом большинство из них – недорогие, маленькие, доступных марок и моделей. А ведь тамошний житель мог бы за те же деньги прикупить подержанный, но престижный большой седан или внедорожник! Объяснение лежит на поверхности: в Европе признак цивилизации – это новый автомобиль, а не большой и старый. И эта традиция там всячески поддерживается государством, поскольку новые автомобили на дорогах – это налоги и рабочие места на заводах, в автосалонах, дилерском сервисе, брендовых АЗС.
В Украине «полезность» развития рынка именно за счет новых машин подкрепляется наличием собственного автопроизводства. Пять украинских автозаводов обеспечивали потребности рынка в легковушках практически всех классов. Это полная линейка адекватных машин, от дешевых Chevrolet Vida и Forza из Запорожья до кроссоверов-внедорожников Hyundai Tucson из Черкасс и Skoda Kodiaq из Соломоново. И это не считая утилитарных пикапов, развозных фургончиков и нескольких простеньких «китайцев». Большинство этих машин или производилось в Украине «с нуля», или собиралось по CKD-методу, то есть с большой степенью локализации. Поэтому каждый автозавод загружал работой десятки заводов-смежников: производителей металла, стекла, резины, пластмасс – и, соответственно, изделий из них.
Сторонники «евробляхерства» лукавят. Ведь доступные автомобили, за которые они агитируют, в Украине есть и без импорта с немецких шротов. За те деньги, которые они платят за подубитый «Пассат» или «Меган», в Украине можно купить машину в отличном состоянии, хотя и классом ниже. То есть на самом деле получается, что определенная часть населения хочет не просто ездить, а ездить с повышенным комфортом. Совершенно справедливое и объяснимое желание, но почему кто-то должен получить дополнительный комфорт бесплатно? Почему его нужно реализовывать за счет интересов других граждан и всего государства? Хочешь ездить с большим комфортом – плати больше! То есть – покупай автомобиль с оплаченным акцизом и всеми полагающимися по ЗАКОНУ налогами.
Нас могут спросить: какая связь между новым авто за 8 тыс. евро и сильно подержанным за 2-3 тыс. евро? Мало-мальски подкованный экономист объяснит: массово завезенные в страну «бляхи» сбивают цены на подержанные автомобили, уже эксплуатирующиеся в стране. Теперь владелец «украинской» бэушной машины уже не может продать ее за прежние деньги. И не может идти в автосалон за очередной новой машиной, потому что не имеет средств на первичный взнос – ядро своего капитала, к которому обычно докладывают сбережения за несколько лет. В проигрыше все: автосалон закрывается, автозавод сокращает производство, работники увольняются, потенциальный покупатель новой машины укрепляет ряды владельцев подержанных «тачек».
Получается, в этой рыночной ситуации выиграл немец, бельгиец или финн, который вместо того, чтобы сдать старое авто как хлам на свалку (доплатив, кстати, за утилизацию), продает его как автомобиль украинцу. В плюсе и европейское государство, которое не потратило ресурсов на утилизацию, не загрязнило свою природу, и к тому же освободило гараж своего гражданина под новую машину из местного автосалона. Ну и новоиспеченный обладатель «евробляхи» тоже счастлив – он вместо 5-летней Vida купил 10-летний BMW. Счастье его будет недолгим – до первой серьезной поломки «бэхи», но автосалон в его городе уже закрыт и импортер разорился.
Посмотрите, кто сегодня бунтует под Камбином – люди (мы даже не можем назвать их владельцами) на подержанных иномарках ценой 2 – 3 тыс. евро. Такие машины не могут быть «хорошими» и «надежными», как бы в это ни хотелось верить апологетам идеи «доступных авто». Вы видели, сколько масляных пятен осталось на асфальте после этих протестов? А как протестующие ремонтировали свои надежные «бляхи» прямо под Верховной Радой? Задумайтесь, почему вдруг достаточно свежий по годам автомобиль высокого класса продается в Европе за эквивалент месячной зарплаты? Неужели европейцы такие глупые люди? Нет, они расчетливые и прижимистые – поэтому они и избавляются от машины, у которой назревает крупный ремонт. Или несколько мелких. Пусть даже это один агрегат, пусть даже не самый важный – коробка передач, подвеска, система питания – но отремонтировать его будет стоить несколько сот евро, а то и тысячу. Найдутся ли они у того украинца, который уже несколько лет торгуется с государством за акциз в 300-500 евро? А если такой ремонт понадобится повторить в течение года – ведь сложная и высокотехнологичная начинка современной машины изнашивается более-менее синхронно? Поэтому говорить о высокой безопасности и надежности «евроблях» не стоит, даже в сравнении с украинскими «Октавиями» и «Ланосами» – к последним как минимум запчасти дешевы.
Да, есть категория «евроблях», которые действительно, безоговорочно хороши – надежные, почти новые с виду и дешевле аналогов на внутреннем рынке. Но это автомобили иного ценового сегмента – во-первых, совсем молодые, во-вторых, как правило, премиального класса. Трех-пятилетние, они и в Европе стоят 15-25 тыс. евро. Завезти такой в Украину получается в самом деле заметно дешевле, чем покупать такую же модель с украинской пропиской – можно сэкономить до десяти тысяч евро. Но количество таких Cayenne и Range Rover исчисляется десятками единиц, а не тысячами. Потому что у потенциальных покупателей таких машин другие приоритеты, и предположительная экономия для них мало что значит.
Разбираясь с вопросом автомобилей на европейской регистрации, «Олександрійський тиждень» попробовал выяснить, получил ли хоть кто-то в городе пользу от массового ввоза машин из Европы. Казалось, хотя бы местные СТО могли получить новых клиентов. Но к нашему удивлению, опрошенные нами сервисмены ответили отрицательно: массового прироста клиентов не наблюдается. Большинство владельцев этих авто не едут на официальные СТО и не заказывают запчасти через их столы заказов, потому что дорого. Ремонтируются в основном на гаражах, у себя во дворе, и только в случае отказа электроники ищут мастерскую, где есть диагностический сканер и соответствующий софт.
Автомобилисты со стажем вспомнят, что такое мы уже проходили, когда в 1990-х через открывшиеся границы к нам хлынул поток потрепанных иномарок. Начиная с тех пор, более десяти лет бизнес и государство выстраивали в Украине цивилизованный рынок автомобилей и сопутствующих услуг. Сейчас мы рушим все это своими собственными руками. Пришло время определиться в конце концов, где мы хотим жить: в цивилизованной европейской стране или в одичавшей стране третьего мира, на дорогах которой можно все, что хочется.

С. Возный

Один комментарий

  • Dimitri пишет:

    Живу в Бельгии, в этой статье написана полная ерунда. Во первых автомобиль в ЕС не сдают и ещё доплачивают, это миф. Любой автомобиль к тебе во двор приедут и заберут за 300 – 500€. Во вторых в Богатых европейских странах большинство людей с жиру бесятся, меняют автомобиль по моде а не которые как я когда заканчивается гарантия. То есть через 5 лет. Объяснение простое деньги есть, возится с авто-мастерами не охота, а тем более когда работа в час стоит около 60 евро, да и время личного жалко. Здесь в Бельгии, Люксембурге, Голландии, Германии, Франции и это от меня всё в 40км. Нужно ещё и ждать недельку другую. Большинство автомобилей которые идут на экспорт из этих стран даже не выездили 50% своего потанцеала. Великолепный комфортный автомобиль который стоил 4 года назад 30тыс. евро уже может быть продан за 25% от его стоимости. Шокирует отношение к части людей которая борется за свои права, они правильно делают. Только человек с низу даёт команду тогда это демократия, когда же наоборот это диктатура даже если это улучшения. Это не просто протест, большинство этих людей уже имеет возможность выехать из Украины нaвсегда, они увидели прежде всего что в ЕС автомобиль это большая необходимость и что люди которым не хватает денег, ездят на нормальных автомобилях. Вот мы три брата, два из которых живут в Бельгии и один в Латвии работает и имеет вид на жительство. ¨Несколько дней назад пригнали и растаможили Хундай Санта ФЕ . Цена авто 5500€ растаможка и оформление 4000€ дорога 300€. Вот к чему приводят эти налоги три сына уехали жить в Европу а один пенсионер остался. Будет ли Украина процветать с таким подходом ? Я экономист работаю на государственной работе и скажу простым и доступным языком. У нас нет нормальных экономистов и реформаторов. Михаил Саакашвили сказал сделайте единое окно по растаможки и понятную для всех цену, например 1$ за один кубик и всё. Но нет мой брат дал на таможне каждому, нет я не преувеличиваю каждому. Вот почему я здесь и вся моя большая семья !
    https://www.youtube.com/watch?v=byflOZ6feY4

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень