Мар
10

В этом году более половины александрийских семей будут получать субсидии (по Кировоградской области этот показатель составляет 26,5%). Об этом нашему корреспонденту сообщила начальник управления труда и социальной защиты населения Александрийского горсовета Елена Назаренко.

«На сегодняшний день из 39 тысяч семей горожан 20 тысяч уже получают субсидии, – сказала она. – Еще на очереди 2 тысячи заявлений. Всего же в 2016 году на выплаты субсидий александрийцам из государственного бюджета выделено 162,5 миллиона гривен (в прошлом году эта цифра составляла 94,1 млн.)».

За прошлый год 1900 семьям субсидии не были назначены из-за превышения их доходного порога, определенного Кабинетом Министров Украины. Назвать какой-либо конкретный порог этой суммы нельзя, так как сегодня доходная часть каждой семьи и обязательная часть оплаты за коммунальные услуги вычисляются индивидуально.

– Нас критикуют за медленное оформление документов, – говорит Елена Анатольевна, – но давайте на вещи смотреть реально. Во-первых, если в 2014 году нами было оформлено 7,5 тыс. субсидий, то сегодня эта цифра выросла в разы. При этом штат сотрудников остался тот же. А привлечение дополнительных специалистов требует их обучения, на что нужно время. Во-вторых, нужно создать соответствующую техническую базу – у нас до сих пор много документации обрабатывается вручную, так как не хватает компьютеров, а те, которые есть, устарели, работают медленно и не выдерживают нагрузки. Сейчас нам выделили из городского бюджета 85 тысяч гривен на закупку новой техники – это поможет ускорить работу с оформлением и учетом документов. А, в-третьих, замедляет работу постоянно меняющаяся законодательная база и чуть ли не ежемесячное изменение то одних, то других тарифов. В связи с этим нам каждый раз приходится делать перерасчеты.

Насчет анонсированных в СМИ изменений в порядке начисления субсидий, в результате чего многие украинцы могут остаться «за бортом» государственной помощи, Назаренко сказала, что никаких официальных распоряжений не поступало.

Мы решили собрать воедино выступления по этой теме специалистов и чиновников в прессе и на телевидении и получили такую картину.

Благо для украинцев, преподнесенное нашим правительством в виде материальной помощи за оплату коммунальных услуг, не может длиться бесконечно. Рано или поздно от бесплатной подачки придется отказаться. Уже сегодня государственный бюджет не выдерживает такой нагрузки, и если иностранные вливания в виде долгосрочных кредитов прекратятся, то «государственная афера века», как назвал программу массовых выплат субсидий экономист института стратегического планирования Павел Кожевников, лопнет, как мыльный пузырь.

Чтобы избежать краха, правительство вынуждено искать хоть какие-либо ограничения выплат и придавать им видимость законных форм. Отсюда и предложение Премьер-министра Арсения Яценюка пересмотреть уже начисленные выплаты и понизить планку доходов граждан для возможности начисления субсидий. Первое, что пришло на ум государственным мужам, – открыть доступ к банковской тайне граждан – получателей субсидий и провести аудит на предмет малоимущества этих вкладчиков. Как сообщают в Минфине, такая проверка уже началась среди тех, кто в 2015 году попросил помощи от государства. Вероятно, сразу проверить смогут не всех – ведь это около 15 млн человек, но есть надежда, что такая «чистка рядов», по словам министра финансов Натальи Яресько, позволит казне сэкономить около 5 млрд грн.

Директор департамента государственной помощи Министерства социальной политики Виталий Музыченко успокоил: если выяснится, что субсидия назначена незаконно либо она должна быть меньше, никаких штрафов и возврата в двойном размере не будет. В первом случае придется вернуть выплату, а во втором произойдет взаимозачет субсидии и переплаты. То есть до погашения переплаты человек получать госпомощь не будет.

Сейчас в Минсоцполитики готовится пересмотр положения о назначении соцпомощи по оплате коммунальных услуг: в частности, в доходы людей, претендующих на госпомощь, включат проценты по депозитам (сейчас их не учитывают). Также здесь надеются, что часть сознательного населения, имеющая дополнительные доходы, самостоятельно откажется от помощи государства, дабы не иметь неприятностей с фискальными органами. По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, из-за таких новаций субсидий могут лишиться более миллиона семей. Но еще чиновники забывают при этом сказать о риске, когда немалая часть населения просто заберет свои банковские вклады, что может окончательно подорвать дышащую на ладан банковскую систему. То есть эта затея – как грабли о двух концах: на какой ни наступай, все равно получишь по лбу!

Трезвые экономические головы все чаще говорят о том, что наш народ «лихо обули», подняв немыслимо тарифы, а потом кинув кость в виде субсидий, самая лакомая, конечно, досталась олигархам, поставляющим энергоносители. Здесь правительство убило сразу двух зайцев: и население как бы оказалось не брошенным (ведь государство его не бросило, а взяло под опеку), и олигархи довольны.

Вместе с этим наше правительство пошло по простейшему пути – выклянчивать подачки у международных банков оказалось хоть и постыднее, но легче, чем заниматься ростом производства, развитием малого и среднего бизнеса. К сожалению, никто сегодня в правительстве не хочет говорить, кто и когда будет отдавать занятое.

Еще в 2013 году специалисты МВФ в издании Christian Science Monitor опубликовали доклад, в котором пришли к выводу, что в действительности субсидии помогают в шесть раз больше богатым, чем бедным, поскольку богатые потребляют больше энергии. Также они заявили, что миллиарды долларов, которые были потрачены на прямые правительственные дотации в слаборазвитых странах, помогли бы бедным гораздо больше, если бы были использованы для таких целей, как строительство дорог, создание рабочих мест. В целом субсидии являются серьезным бременем для государственного бюджета, они тормозят развитие экономики, препятствуют эффективному распределению социальных затрат. Кстати, в последнем предложении речь идет о правительстве США как одном из самых больших “давальщиков” субсидий в мире (сотни млрд. долларов ежегодно). Но Америка – это богатая страна и может себе такое позволить, в отличие от нас.

В качестве выхода из приближающегося тупика экономисты предлагают сделать то, что давно делают в Европе, к которой мы так стремимся, – выдавать малообеспеченным гражданам адресную помощь. По словам энергетического эксперта Марии Яковлевой, европейская практика свидетельствует о том, что адресная помощь способствует тому, что потребители экономят ресурсы без лишнего напоминания – просто потому, что им это выгодно.

“Когда появится адресная помощь, то каждый сможет получать живые деньги. Каждый будет сам рассчитывать, как и сколько ему тратить. Это стимул для более экономного расходования энергоносителей, стимул к энерго-эффективности”, – считает Яковлева. В Европе перед тем, как насчитать сумму дотации, социальные службы тщательно изучают имущественное состояние, доходы и расходы малообеспеченного потребителя. В случае положительного решения потребитель получает на руки наличные деньги, которые он тратит на оплату коммунальных услуг. Если потребитель экономит энергоресурсы, значит, и платить приходится соответственно меньше, при этом остаток денег потребитель расходует по своему усмотрению.

Сергей Гавриленко

.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11