Авг
18

Прошло 10 дней со дня вступления в силу Закона Украины «О местных выборах», но страсти вокруг принятого документа только накаляются. Многие депутаты Верховной Рады говорят, что так и не поняли, за что же они голосовали, а политологи спорят о преимуществах и недостатках выборов “по-новому”.

Как отметил первый заместитель главы Администрации Президента Виталий Ковальчук, на выборах 25 октября будет “протестирована” новая избирательная система, которая ранее в Украине никогда не применялась. Выборы депутатов сельских и поселковых советов состоятся по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория соответствующих административных единиц. В частности, депутаты областных, городских и районных советов будут избираться по пропорциональной системе с открытыми списками, а проходной барьер для партий увеличен с 3% до 5%. При этом законом не предусмотрено участие в выборах избирательных блоков партий. В местных выборах могут принимать участие политические партии, зарегистрированные на день опубликования закона. Избирательная кампания начинается за 50 дней до дня голосования.

Согласно принятому Верховной Радой закону, местные выборы 25 октября пройдут по всей территории Украины, кроме оккупированных Крыма и части Донбасса. Решение о проведении выборов на освобожденных территориях Донецкой и Луганской областей должна принять ЦИК.

В законе устанавливается количественный состав местных советов, который будет определяться Центральной избирательной комиссией до начала избирательного процесса очередных выборов в зависимости от количества избирателей, которые относятся к соответствующей территориальной общине, проживающих на территории области, района, района в городе. Минимальное количество депутатов совета – 10 при численности избирателей до 500, максимальная – 120 депутатов при численности избирателей свыше 2 млн. Выборы городских голов городов, количество избирателей в которых более чем 90 тысяч, пройдут в два тура.

По сути революционный закон о местных выборах Верховная Рада приняла 14 июля – со второй попытки, 257 депутатскими голосами из 320 зарегистрированных. В промежутке между первым и вторым чтением к нему было подано порядка двух тысяч поправок. Но во внимание были взяты только те из них, которые принял профильный комитет ВР. Шестого августа президент Петр Порошенко подписал закон о проведении местных выборов.

В кулуарах Рады депутаты честно признавались, что сами не поняли, что приняли. Сейчас, после официального опубликования текста Закона, штабы политических сил в преддверии выборов в местные советы ломают голову над стратегиями избирательной компании по новым правилам. Потому что Закон откровенно написан под большие партии, особенно учитывая ограниченное время, оставшееся до выборов. Небольшим политическим силам будет очень сложно раскрутиться за такой короткий срок и найти достаточное количество сильных кандидатов, способных победить на округах.

Объяснить эти правила простому избирателю, особенно учитывая оставшееся до выборов время, практически невозможно. А в особенности – такие моменты: кандидат, за которого проголосовало подавляющее большинство избирателей на округе, не становится депутатом, а вот его конкурент, который занял второе или даже третье место, вполне может получить мандат. А все потому, что самовыдвижением теперь избираться нельзя. Согласно новому Закону, институт самовыдвижения уходит в небытие. Теперь выдвигать кандидатов в округа могут исключительно партии. Поэтому, даже если кандидата поддерживают все жители округа, а он оказался беспартийным – шансов стать депутатом у него нет. Да и партия должна быть рейтинговой, чтобы преодолеть 5% барьер. Законом установлена взаимозависимость партий и кандидатов – партия заинтересована в сильном мажоритарщике, который принесет избирательные дивиденды и рейтинг, а кандидат будет искать сильную политсилу, способную преодолеть 5% рубеж.

Многое зависит и от того, как распределят округа. У некоторых рейтинговых на округе кандидатов могут просто забрать часть, на которой он однозначно побеждает, присоединить к другому округу. Сама избирательная кампания будет довольно стремительной. Она стартует 26 августа, а выдвижение кандидатов заканчивается в третьей декаде сентября. По сути, на саму кампанию остается месяц.

Отдельно следует отметить такой нюанс: партия имеет так называемого защищенного кандидата №1 в партийном списке, который не выдвигается на округах и автоматически проходит в совет, если его политсила преодолела барьер. В избирательный бюллетень на каждом округе вносится название партии, его первый номер в соответствующий совет и кандидат от этой партии по округу. Кандидата-мажоритарщика в каком-то конкретном округе может и не быть, тогда в бюллетене будет только название партии и первый номер в списке. Избиратель может проголосовать за партию, и его голос автоматически пойдет за кандидата. А, может, и наоборот – избиратель симпатизирует кандидату, голосует за него, и его голос засчитывается за политическую партию.

Участковые избирательные комиссии теперь будут подсчитывать и вносить в протоколы только партийные результаты. После этого территориальная избирательная комиссия их все суммирует. Если партия преодолела 5% барьер, количество мандатов, которые получила политсила в совете, высчитывается согласно набранному результату. Далее по рейтингу (по количеству набранных в округе процентов голосов) выстраивается список партийных кандидатов, которые получат мандаты.

Количество депутатов в местных советах будет зависеть от числа избирателей: 1000 избирателей – 12 депутатов; от 1000 до 3 тысяч избирателей – 14 депутатов; от 3 тысяч до 5000 избирателей – 22 депутата; от 5000 до 20000 избирателей – 26 депутатов; от 20 000 до 50 000 избирателей – 34 депутата; от 50 000 до 100 000 избирателей – 36 депутатов; от 100 000 до 250 000 избирателей – 42 депутата; от 250 000 до 500 000 избирателей – 54 депутата; от 500 000 до 1 миллиона избирателей – 64 депутата; от 1 миллиона до 2 миллионов избирателей – 84 депутата; свыше 2 миллионов избирателей – 120 депутатов.

Кроме того, новым Законом предусматривается механизм отзыва народных избранников. Предложение об отзыве сельского, поселкового, городского головы по народной инициативе принимается на собрании избирателей в количестве не менее 20 человек для отзыва сельского головы; 30 человек – для отзыва поселкового головы; 50 человек – для отзыва городского головы городов районного значения; 200 человек – для отзыва городского головы городов областного значения; 400 человек – для отзыва городского головы городов Киева и Севастополя.

Исходя из положений закона, в Александрии выборы мэра пройдут в один тур, в состав местного совета войдут 36 депутатов (сейчас – 50), а для отзыва городского головы достаточно принять соответствующее решение на собрании из 200 представителей территориальной общины.

Елена Карпачева

, , .

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11