17.05
2018

9 мая. Послесловие…

Рубрика: Новости. Автор: Lena

   9 мая – одно из самых значимых событий для каждого человека, живущего в нашей стране. Именно поэтому этот праздник всегда становится объектом повышенного внимания, особенно со стороны политиков, тем более в нынешнее сложное время. Период Второй мировой войны – это чрезвычайно насыщенное тематическое поле, в котором, к сожалению, достаточно простора как для интерпретаций, так и для откровенных манипуляций. Посмотрите, как просто – строчка здесь, строчка там, небольшой текст или пара слов в интервью под определенным углом – и пазл складывается. И требовать каких-то доказательств – бессмысленно, так как доказательства – это уже область логичной и аргументированной речи. У нас же больше привыкли к эмоциям.


   В Александрии прошел целый ряд мероприятий, посвященных 73-ей годовщине Победы и Дню памяти и примирения, включая традиционное, но провокационное, по мнению некоторых активистов, шествие «Бессмертного полка», которое организовал депутат районного совета от Оппозиционного блока Андрей Турский. Благо, никаких инцидентов не произошло. Единственное – правоохранители провели с Турским беседу.

    Но это как раз тот случай, когда история предлагает нам всем задуматься и посмотреть на разрыв между историей и исторической пропагандой. Хотя изучать надо и то, и другое – и историю, и пропаганду. Для простых александрийцев, которые вышли на шествие «Бессмертного полка», эта акция была скорее каким-то трепетным сохранением памяти о прошедших войну дедах и прадедах. Память – это ощущение, а не исторический набор фактов. Поэтому ею можно манипулировать – это совершенно естественно. Но нужно ли ставить какие-то акценты в этом смысле, пытаться разъединить и без того погрязшее в конфликтах общество? Героическую сторону войны никак невозможно приуменьшить, но также следует помнить, что до победы была все-таки война. Страшная, тяжелая, разная… Сколько всего творилось, сколько жертв, сколько неизвестного, трагического!

   «В первую очередь, это, конечно, личная моя память, потому что я, к моему великому счастью, застала в живых моих прабабушку и прадедушку, которые принимали непосредственное участие в военных действиях, а прадедушка еще был и в концлагере. Поэтому это мои детские впечатления, и для меня этот праздник какой-то особенный, что-то личное. Ведь люди, в основном, ориентируются на свои какие-то ощущения. И самая первая мысль, когда я узнала о мероприятии «Бессмертный полк», была: «Вот оно!» А самая большая мотивация – глаза участников акции и то, что они приходят. Это такая востребованность, живая, человеческая, востребованность всеми, в независимости от мнений, места проживания. Люди к этому тянутся, им это нужно. Вот это трогает в первую очередь. Мы ведь пошли не с портретами Сталина и не с неизвестными фотографиями, а со своими родными, память которых чтим», – поделилась мнением одна из участниц акции Елена.

  «Миллионы погибших – это не совсем победа. Она стоила слишком дорого. Потому мне непонятны ритмично-веселые песни о Великой Победе. Я здесь сегодня стою на митинге и не всегда сдерживаю слезы. Для меня этот день – большая боль. Я помню своих дедушек. Один был в окопах на войне, а другой – партийным деятелем при высокой должности. У них были разные политические взгляды, они часто вели дискуссии. Но в том, что касалось темы войны, – в этом они были едины. Они плакали вместе за рюмкой водки, подальше от глаз всех родных. Они не были многословны и не любили парадов, стараясь их избегать по возможности. Для меня эти детские впечатления останутся на всю жизнь», – говорит о своем восприятии александрийка Светлана.

   «А тема советских военнопленных? Там были страшные сталинские лагеря с почти стопроцентной смертностью. Этих людей нет в списках, они нигде не увековечены и не отмечены. События той войны сегодня превращают в моду. Лично мне хотелось бы, чтобы молодежь осмысливала тему войны. Искренне прочувствовали, а не цепляли на сумки маки или вместо шнурков завязывали георгиевские ленточки. Мне непонятно все это», – рассказал александриец Георгий Анатольевич.

    С одной стороны, историки говорят о мифологизации истории и разоблачают мифы, а с другой – в обществе есть потребность в мифах, люди болезненно с ними расстаются… Мифы нужны, причем не только в идеологии. Даже в личной жизни иногда приятно жить мифами, в профессиональной тоже. Трудно расставаться со сформировавшимся стереотипом, с тем, в чем ты убежден. Как сказал классик, не стоит путать знания с убеждениями. Удобнее жить, когда у тебя нет никаких вопросов – интереснее жить, когда вопросы у тебя есть. Мифы – составляющая массового сознания, но их надо анализировать. Другой вопрос, что они иногда сознательно создаются сверху, а иногда – снизу, но они – составляющие любого исторического процесса, социологам их нужно знать. Народ испытывает потребность не в мифах и не в объективности, народ хочет, чтобы всё было ясно, потому что неясность неудобна. Надо все обязательно разделить на добро и зло.

   Ну а как же патриотическое воспитание? Сейчас все пытаются призвать историю для воспитания патриотизма, но многих пугает, что спорная и болезненная тема войны не сможет в этом помочь, а наоборот – внесет раздор в молодое сознание. Сейчас патриотизм часто называют национальной идеей. Только как чувство может быть идеей? Любовь к Родине, к матери, к ребенку – это чувство. Патриотизм – это чувство, и история априори воспитывает это чувство. Другой вопрос: если ребенок заболел тяжелейшей инфекцией – вы перестанете его любить? Нет. Если близкий вам человек попал в катастрофическую ситуацию – вы от него отвернетесь? Тогда грош вам цена. То же самое и с отношением к истории: нужно всё знать, и хорошее и плохое, но ничего не отрицая и всё анализируя.

   Тут есть такая тонкая грань: мы любим государство или мы любим отечество? Патриотизм – это любовь к отечеству, и она не всегда идентична любви к режиму, который находится у власти. История, во всей ее полноте – и с положительными страницами, и с трагическими, и с позорными, и с победоносными – безусловно, воспитывает патриотизм, если ее не уродовать идеологией. Давайте узнаем о себе всё и оценим историю такой, какой она была: с колоссальными успехами и катастрофами. И любить будем такой, какая есть. Если любим только за хорошее – тогда нам в магазин.

   Нельзя отрицать и забывать факты истории – это риск рецидива. Нельзя говорить о том, что у нас не было репрессий или что они были незначительными. Они были, и давайте изучим их, поймем, что нам с этим делать…

   Низкий поклон каждому – погибшему и выжившему, израненному и покалеченному, не сдавшемуся и победившему. Нашим бабушкам и дедушкам, которые отдали свои жизни ради спасения Родины. Им, простым и неприметным героям фронта и тыла.

     «Может быть, про войну слишком много и громко не надо?..»

Ирина Кошкина

Один комментарий

  • Анонім пишет:

    Формально – история, это то что было…
    История как наука, это уже напрочь заидеологизированная штука. Это специфический, нужный заказняк, избирательно опирающийся на фактажную базу того что было…
    Идеология, есть стержень любого общественного строя, любого государства. Служанкой у нее – политика, действенным рычагом у которой элементарная пропаганда. Все подчинено ей!, – излагается и интерпретируется только так, как требуется господствующей в стране идеологеме.
    Кто не приемлет, инако мыслит, будет гоним, дискредитирован, заклеймен диссидентом, а в лихие времена и “врагом народа”, с известными последствиями…
    Это как раз то, – что вечно под Луной! …От И.Грозного…до бесконечности…

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень